Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2006 N А82-8701/2005-37 Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость из бюджета вне зависимости от источника поступления денежных средств, использованных для расчетов за приобретенный товар.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 февраля 2006 года Дело N А82-8701/2005-37“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (далее Инспекция, налоговый орган) от 20.07.2005 N 51.

Решением от 22.09.2005 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.

По мнению заявителя, суд неправильно применил статьи 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации и не применил положения Порядка
предоставления в 2001 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2001 N 272, пункт 33.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

Налоговый орган считает, что Общество неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет средств, полученных из областного бюджета в качестве субсидий, так как данные средства не являются собственностью предприятия, в результате чего налогоплательщик не понес реальных затрат по оплате налога на добавленную стоимость. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

ООО в отзыве на кассационную жалобу против доводов Инспекции возразило, считает вынесенный судебный акт законным и обоснованным.

Представитель Общества в судебном заседании подтвердил позицию по делу.

Налоговый орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.

Законность судебного акта Арбитражного суда Ярославской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 и установила неуплату Обществом 389651 рубля названного налога ввиду, в частности, необоснованного предъявления к вычету 342416 рублей налога, уплаченного за счет средств целевого бюджетного финансирования.

Результаты проверки оформлены актом от 28.06.2005 N 108, рассмотрев который, руководитель Инспекции принял решение от 20.07.2005 N 51 о привлечении ООО к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость
по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 68928 рублей и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить данную сумму налоговой санкции, 389651 рубль налога и 133821 рубль пеней.

Общество обжаловало данное решение в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование в оспариваемой части, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался положениями определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-О и от 04.11.2004 N 324-О, статьями 170 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации, нормами Закона Ярославской области от 03.01.2001 N 1-з “Об областном бюджете на 2001 год“, Закона Ярославской области от 03.01.2002 N 1-з “Об областном бюджете на 2002 год“, постановления губернатора Ярославской области от 11.04.2001 N 51-а “О мерах государственной поддержки программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области на 2001 год“ и постановления губернатора Ярославской области от 01.04.2002 N 59-а “О мерах государственной поддержки программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области“. При этом суд исходил из того, что налоговое законодательство не ставит право на возмещение налога на добавленную стоимость в зависимость от источника поступления денежных средств на счета налогоплательщика.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены решения суда.

В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 172
Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты Кодекс не содержит.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не отрицается Инспекцией, Обществом соблюдены все установленные налоговым законодательством условия, необходимые для предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

В статье 19 Закона Ярославской области от 03.01.2001 N 1-з “Об областном бюджете на 2001 год“ и статье 25 Закона Ярославской области от 03.01.2002 N 1-з “Об областном бюджете на 2002 год“ предусмотрено, что государственная поддержка оказывается администрацией Ярославской области за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, а также личным подсобным хозяйствам граждан, реализующим животноводческую продукцию в расчете на единицу реализуемой продукции (тонны, млн штук) по фиксированным ставкам. В целях содействия финансовому обеспечению и дополнительному привлечению кредитных ресурсов предоставить право администрации Ярославской области выделять субсидии на частичное погашение процентной ставки по кредитам, привлекаемым сельхозтоваропроизводителями, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2001 год на субсидии по реализации продукции животноводства.

В соответствии с положениями названных Законов администрацией Ярославской области приняты постановления от 11.04.2001 N 51-а “О мерах государственной поддержки программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области на
2001 год“ и от 01.04.2002 N 59-а “О государственной поддержке программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области“, на основании которых сельхозпроизводителям выделяются субсидии на покрытие фактических расходов по производству продукции животноводства и частичное погашение птицеводческим предприятиям процентов по кредитам коммерческих банков.

Материалы дела свидетельствуют и налоговым органом не отрицается, что в рассматриваемом случае Общество является производителем продукции животноводства, в связи с чем оно и получило соответствующую сумму субсидий путем зачисления денежных средств на его расчетный счет или путем направления выделяемых средств на оплату приобретенных товаров по его распоряжению. На указанные денежные средства ООО приобретало товары, необходимые ему для осуществления производственной деятельности.

Доказательств того, что предоставленные Обществу субсидии относились к средствам целевого бюджетного финансирования, налоговый орган в соответствии с требованиями части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области обоснованно признал средства, полученные Обществом, субсидией и, указав, что налогоплательщик выполнил все условия необходимые для предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету, правомерно удовлетворил заявленное ООО требование в обжалуемой части.

Довод заявителя жалобы относительно того, что, предъявляя к вычету сумму данного налога, налогоплательщик “повторно уменьшает составляющую бюджета на указанную сумму“, признан необоснованным, как не подтвержденный представленными в материалы дела доказательствами.

Нормы материального права Арбитражный суд Ярославской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта, суд не допустил.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от
22.09.2005 по делу N А82-8701/2005-37 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.