Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2005 N Ф03-А04/04-1/4095 Поскольку денежные средства на реализацию льгот не устанавливались при формировании федерального бюджета и по этой причине не предусматривались в бюджетах субъекта и муниципального образования, ответственность за убытки, причиненные предприятию, возложена на казну Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 января 2005 года Дело N Ф03-А04/04-1/4095“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 30.09.2004 по делу N А04-3790/04-6/172 Арбитражного суда Амурской области по иску муниципального коммунально-производственного предприятия “Бытовик“ к Администрации Белогорского района в лице Финансового управления Администрации Белогорского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 62818,53 рубля.

Муниципальное коммунально-производственное предприятие “Бытовик“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Белогорского района
в лице Финансового управления Администрации Белогорского района о взыскании 62818,53 рубля расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2002 по 01.07.2003, в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ от 05.05.1992 N 431.

Определением от 17.08.2004 в качестве ответчиков к участию в деле привлечены Финансовый департамент Администрации Амурской области, Министерство финансов РФ.

Решением суда от 30.09.2004 исковые требования МКПП “Бытовик“ удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на отсутствие в нарушение ст. ст. 84, 130 Бюджетного кодекса РФ целевого финансирования из федерального бюджета в спорный период денежных средств в бюджет субъекта Федерации на исполнение Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

В удовлетворении исковых требований за счет остальных ответчиков отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.

Стороны,
извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как установлено материалами дела, в период с 01.01.2002 по 01.07.2003 МКПП “Бытовик“ при расчетах за коммунальные услуги предоставляло многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 62818,53 руб., что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами.

В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным указанной категории граждан льготам МКПП “Бытовик“ обратилось с настоящим иском в суд.

Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить льготу в размере 30% от стоимости услуг и изданного в его исполнение Письму Минфина РФ N 51 и Министерства социальной защиты населения РФ N 1-2359-18 от 29.06.1992 “О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“, источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, являются средства местных бюджетов.

Вместе с тем в силу ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ“ возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, увеличение расходов местных бюджетов компенсируется органами, принявшими эти решения. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Исходя из вышеизложенного, а также в соответствии с ФЗ “О принципах
и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ N 119-ФЗ, средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.

Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, в спорный период не устанавливались в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ и по этой причине не предусматривались в бюджетах Амурской области и муниципального образования - Белогорский район, поэтому ответственность за убытки, причиненные МКПП “Бытовик“ неисполнением данного Указа, судом правомерно возложена на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.09.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3790/04-6/172 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.