Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2005 N А66-8814/2005 Лечебное исправительное учреждение правомерно не исчисляло ЕСН в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, с выплат, производимых в пользу осужденных лиц за выполнение работ во время отбывания наказания, поскольку указанные выплаты в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты ЕСН, утвержденными приказом МНС РФ, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2005 года Дело N А66-8814/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Ветошкиной О.В., при участии от федерального государственного учреждения “Лечебное исправительное учреждение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тверской области“ Гусарова С.П. (доверенность от 12.12.2005), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.09.2005 по делу N А66-8814/2005 (судья Орлова В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение “Лечебное исправительное учреждение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тверской области“ (далее - Учреждение) обратилось
в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 31.05.2005 N 588 в части доначисления 167830,19 руб. единого социального налога за 2002 и 2003 годы в фонды обязательного медицинского страхования, начисления 70764,43 руб. пеней за нарушение сроков его уплаты, а также привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 33566 руб. штрафа за неуплату (неполную уплату) единого социального налога.

Решением суда первой инстанции от 08.09.2005 заявленные Учреждением требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 237 и 238 НК РФ. Налоговая инспекция утверждает, что главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены льготы по уплате единого социального налога с выплат, производимых в пользу осужденных.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Тверской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.

Согласно пункту 1.1
Положения о федеральном государственном учреждении “Лечебное исправительное учреждение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тверской области“ (л.д. 42 - 56) Учреждение является лечебным исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и предназначено для отбывания наказания осужденных, больных туберкулезом.

В декабре 2004 года - марте 2005 года налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах, в том числе по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 01.01.2004. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 14.05.2005 N 72.

Так, налоговый орган сделал вывод о занижении налогоплательщиком за 2002 и 2003 годы единого социального налога, начисленного в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, на 4661956,95 руб. Занижение произошло вследствие невключения в налоговую базу по единому социальному налогу за указанные периоды выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.

На основании акта проверки налоговая инспекция приняла решение от 31.05.2005 N 588 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности за допущенные нарушения, в том числе по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого социального налога за 2002 и 2003 годы в виде взыскания 33566 руб. штрафа. Этим же
решением налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании, доначисленные суммы налогов и пеней за нарушение сроков уплаты налогов, в том числе 167830,19 руб. единого социального налога за 2002 и 2003 годы, уплачиваемого в фонды обязательного медицинского страхования, и 70764,43 руб. пеней.

Учреждение, считая решение налогового органа незаконным в оспариваемой части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя.

Принимая такое решение, суд обоснованно исходил из следующего.

Статьями 98, 12 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.93 N 5487-1, установлены особенности предоставления осужденным медицинской помощи и ее финансирования. Оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет средств Фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, потому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по единому социальному налогу в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам,
а именно: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (статья 236 НК РФ).

Действительно, в статье 238 НК РФ выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы как не подлежащие обложению единым социальным налогом. Статьей 239 НК РФ также не предусмотрены льготы в отношении вышеуказанных выплат.

То есть в главе 24 “Единый социальный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные положения относительно налогообложения выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в том числе в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.

Однако следует иметь в виду установленные действующим законодательством особенности порядка предоставления медицинской помощи осужденным и ее финансирования.

В пункте 1 статьи 98 УИК РФ указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Осужденные
имеют также право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.93 N 5487-1, также предусмотрено предоставление медицинской помощи осужденным. Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения закреплено и в пункте 6 статьи 12 УИК РФ.

Судом первой инстанции правильно отмечено, что право осужденных на получение медицинской помощи реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Статьей 101 УИК РФ предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в
соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.01 N 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации. Согласно параграфу 19 Правил в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.

В соответствии со статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следующие лица: задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, - имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, принимая во внимание особый характер выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, разъяснило, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Названные рекомендации разрабатывались в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учреждение, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, не исчисляло
в 2002 и 2003 годах единый социальный налог (в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования) с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.

Суд первой инстанции подтвердил законность действий налогоплательщика, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для признания незаконным вывода суда о том, что Учреждением обоснованно не исчислен за 2002 и 2003 годы единый социальный налог, подлежащий уплате в фонды обязательного медицинского страхования с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.

Налоговый орган в кассационной жалобе не опровергает выводы суда, подтвержденные ссылками на нормы действующих нормативных актов, об особом порядке финансирования медицинского обслуживания осужденных. Кроме того, в спорный налоговый период, когда Учреждение осуществляло соответствующие выплаты. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, являлись действующим документом, содержавшим указания о правилах исчисления и уплаты единого социального налога, выполнение положений которых являлось в 2002 и 2003 годах обязанностью для налоговых органов, и последние, в свою очередь, требовали их соблюдения от налогоплательщиков.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого судом по данному
делу решения не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 08.09.2005 по делу N А66-8814/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

БЛИНОВА Л.В.

ВЕТОШКИНА О.В.