Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2005 N А05-9529/05-20 Признавая недействительным решение ИФНС о доначислении сельскохозяйственному кооперативу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, суд отклонил довод инспекции об отсутствии у кооператива права на применение пониженной ставки сбора в связи с тем, что промышленные квоты на вылов трески и пикши выделялись другой организации, так как последняя была реорганизована путем выделения из нее кооператива, которому переданы права данной организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2005 года Дело N А05-9529/05-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Кузнецовой Н.Г., Хохлова Д.В., при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива “Рыболовецкий колхоз “Зимняя Золотица“ Ляпуновой Е.В. (доверенность от 14.07.05), рассмотрев 20.12.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.09.05 по делу N А05-9529/05-20 (судья Калашникова В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Рыболовецкий колхоз “Зимняя Золотица“ (далее - колхоз, СПК РК “Зимняя Золотица“) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о
признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 23.05.05 N 08-08/15004 о привлечении колхоза к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и о доначислении 811469 руб. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за 2005 год и 586,16 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату сбора, а также требования от 27.05.05 N 19245 об уплате названных сумм сбора и пеней и требования N 19246 об уплате налоговой санкции в виде 104844,2 руб. штрафа.

Решением суда от 08.09.05 заявление колхоза удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 08.09.05 и отказать колхозу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, заявитель не имеет права на применение пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, установленной пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ, поскольку квоты на вылов рыбы в 2001 году выделялись СПК РК “Северный рыбак“, а не колхозу.

Представитель инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена без его участия.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных колхозом сведений о получении лицензий на пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешениям от 20.01.05 N ТП-050006 и N ТМ-050025, а также полноты и своевременности уплаты им сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В ходе налоговой проверки установлено неправомерное применение колхозом пониженной
ставки сбора, установленной пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ, что привело, по мнению инспекции, к занижению колхозом сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за 2005 год. Вывод инспекции основан на том, что промышленные квоты на вылов трески и пикши на 2001 год выделялись СПК РК “Северный рыбак“, а не заявителю. СПК РК “Зимняя Золотица“ образован путем выделения из СПК РК “Северный рыбак“ и зарегистрирован только 22.09.03, следовательно, в 2001 году не мог иметь квоты.

По результатам проверки инспекция приняла решение от 23.05.05 N 08-08/15004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, о начислении суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за весь 2005 год и пеней, направив колхозу требования от 27.05.05 N 19245 о добровольной уплате начисленных сумм сбора и пеней и N 19246 о добровольной уплате налоговой санкции.

Колхоз не согласился с названными решением и требованиями инспекции и обжаловал их в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения названным сбором признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3
НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 333.3 НК РФ установлены ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, а пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 названной статьи.

При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 году.

Кроме того, в пункте 7 статьи 333.3 НК РФ указано, что в целях применения главы 25.1 “Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов“ Налогового кодекса Российской Федерации градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.04 N 452 СПК
РК “Зимняя Золотица“ включен в перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Довод налоговой инспекции о том, что заявитель не имеет права на применение пониженной ставки сбора в порядке, установленном пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ, поскольку квоты на вылов рыбы в 2001 году выделялись СПК РК “Северный рыбак“, а не колхозу, правомерно не принят во внимание судом первой инстанции и отклоняется кассационной инстанцией по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается приказом Госкомрыболовства от 31.07.01 N 234, что квоты на вылов трески и пикши на 2001 год действительно выделялись СПК РК “Северный рыбак“, однако общим собранием его членов принято решение о реорганизации последнего в форме выделения СПК РК “Зимняя Золотица“, которому в соответствии с разделительным балансом передана часть прав и обязанностей, в том числе из правоотношений, связанных с предоставлением квот на вылов водных биологических ресурсов на 1998 - 2003 годы.

Таким образом, права и обязанности из правоотношений, связанных с предоставлением квот СПК РК “Северный рыбак“, перешли к заявителю.

Такое разделение прав и обязанностей по ранее выданным квотам между колхозом СПК РК “Северный рыбак“ и колхозом СПК РК “Зимняя Золотица“ признано Правительством Российской Федерации, что подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.04 N 452, изданным в соответствии с пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ, где колхоз назван в числе имеющих право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет
не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Кроме того, квоты на вылов рыбы, выделенные в 2001 году СПК РК “Северный рыбак“, учтены уполномоченными органами при определении квот на 2005 год СПК РК “Зимняя Золотица“.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.03 N 704 изменен порядок определения за заявителями долей в общем объеме квот на вылов водных биологических ресурсов.

Подпунктом “а“ пункта 5 указанного Постановления установлено определение долей в общем объеме квот на вылов на основании лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов, выданных за предыдущие 3 года (2001, 2002, 2003 год) в установленном порядке на основании приказов Госкомрыболовства Российской Федерации.

Доли в общем объеме квот на вылов водных биологических ресурсов на 2004 - 2008 годы определялись уже в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 704.

Таким образом, отсутствие у заявителя квот на 2001 - 2003 годы сделало бы невозможным их выделение на 2004 и 2005 годы, однако колхозу выделены квоты на 2004 и 2005 годы.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления заявителю сумм сбора и пеней, а также привлечения его к налоговой ответственности.

По мнению кассационной инстанции, дополнительным основанием для удовлетворения требований
заявителя является и то обстоятельство, что в оспариваемом колхозом решении от 23.05.05 N 08-08/15004 и требовании от 27.05.05 N 19245 налоговая инспекция в нарушение пункта 2 статьи 333.5 НК РФ требует внести сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов за период с июня по декабрь 2005 года, срок уплаты которого на день принятия инспекцией решения и направления налогоплательщику требования еще не наступил, и неправомерно применяет к колхозу установленную пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственность за неуплату сбора за указанный период.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.09.05 по делу N А05-9529/05-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ХОХЛОВ Д.В.