Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2005 N А42-8471/02-С1 При новом рассмотрении дела о взыскании расходов, образовавшихся у общества в результате предоставления льгот по оплате услуг связи военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, суду необходимо исследовать вопрос о том, на какие цели были израсходованы выделенные администрации муниципального образования из федерального бюджета дотации на компенсацию указанных льгот, а также вопрос о включении во взыскиваемую сумму НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2005 года Дело N А42-8471/02-С1“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Сосниной О.Г., при участии от Министерства финансов Российской Федерации Подольной Т.Н. (доверенность от 04.01.2005), от Администрации ЗАТО г. Североморск Горбуновой Е.А. (доверенность от 25.01.2005), Инзарцева Н.А. (доверенность от 11.01.2005), рассмотрев 08.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 03.05.2005 по делу N А42-8471/02-С1 (судьи Кружилина С.Д., Белецкая С.В., Доценко Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северо-Западный Телеком“ в лице филиала “Мурманэлектросвязь“ Североморский узел электросвязи (далее - ОАО “Северо-Западный
Телеком“) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации муниципального образования “Закрытое административно-территориальное образование город Североморск“ (далее - Администрация ЗАТО г. Североморск), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Департаменту финансов Мурманской области (далее - Департамент финансов) и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 2334212 руб. 09 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления в первом полугодии 2002 года льгот по оплате услуг связи военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ (далее - Закон).

Решением от 15.03.2005 (судья Власов В.В.) исковые требования ОАО “Северо-Западный Телеком“ удовлетворены за счет средств казны Администрации ЗАТО г. Североморск. В иске к другим ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2005 решение изменено, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 2334212 руб. 09 коп. и 23271 руб. 06 коп. государственной пошлины. В отношении Администрации ЗАТО г. Североморск в иске отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 03.05.2005, оставить в силе решение от 15.03.2005.

В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители Администрации ЗАТО г. Североморск возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая ее необоснованной и указав, что средства для возмещения льгот по оплате услуг связи для военнослужащих Минфином РФ не выделялись.

Как следует из материалов дела, ОАО “Северо-Западный Телеком“ в период с 1
января по 30 июня 2002 года в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона предоставляло военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и совместно проживающим с ними членам их семей, льготу по абонентской плате за пользование радиотрансляционными точками, а также льготы по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в размере 50 процентов.

Невозмещение расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, послужило основанием для обращения ОАО “Северо-Западный Телеком“ в суд с настоящим иском.

Факт предоставления истцом названных льгот и их размер документально подтверждены и ответчиками не оспариваются.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона в редакции, действовавшей до 1 июля 2002 года, военнослужащим предоставлена льгота по оплате 50 процентов абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими. При этом компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот по абонентской плате за пользование радиотрансляционными точками, производится по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими, производится за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 54 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ (далее - Закон “О федеральном бюджете на 2002 год“) в составе расходов федерального бюджета на 2002 год утвержден Фонд компенсаций в сумме 40757554,5 тыс. рублей. Порядок предоставления и расходования средств фонда определяется Правительством Российской Федерации.

Статьей 57 Закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ размер субсидий, выделяемых в 2002 году бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, в первом полугодии 2002 года установлен в сумме 2534729,5 тыс. руб. в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи по реализации ряда федеральных законов, в том числе и Закона “О статусе военнослужащих“. Размер субсидии для Мурманской области установлен в приложении 13 к Закону “О федеральном бюджете на 2002 год“ и составил 72134 тыс. руб. Частью второй статьи 57 названного закона предусмотрено, что предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 20.04.2002 N 258 утвердило правила предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств Фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, предусмотренных Законом о статусе военнослужащих.

В целях реализации на территории Мурманской области Федерального Закона “О статусе военнослужащих“, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2002 N 258 постановлением Правительства Мурманской области от 22.05.2002 N 163-ПП утверждено Положение о предоставлении и расходовании средств Фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг и услуг связи на счета предприятий и организаций, оказывающих данные виды услуг военнослужащим. Согласно пункту 4 Положения оно не распространяется на бюджетные отношения с закрытыми административно-территориальными образованиями, расположенными на территории Мурманской области.

Платежными поручениями от 29.04.2002 N 1036802, от 17.05.2002 N 1038154, от 20.06.2002 N 1041852 подтверждается, что Минфин РФ в апреле, мае и июне 2002 года выделил Департаменту финансов из Фонда компенсаций 72134000 руб. Департамент финансов распределил указанные средства среди муниципальных образований области. Закрытые административно-территориальные образования, расположенные на территории Мурманской области, среди получателей средств Фонда компенсаций отсутствуют.

В соответствии со статьей 61 Закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ предельный объем дотаций составляет 6909710,0 тыс. руб., субвенций на отселение, на капитальные расходы и на финансирование программ развития закрытых административно-территориальных образований - 4634683,0 тыс. руб. из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований в пределах территорий, на которых, в частности, находятся объекты Министерства обороны Российской Федерации, для финансирования расходов, не обеспеченных собственными доходами бюджетов закрытых административно-территориальных образований.

В приложении 15 к указанному закону утверждены объемы дотаций на текущие расходы и субвенций на отселение, на капитальные расходы и на финансирование программ развития бюджетам закрытых административно-территориальных образований. В частности, для Администрации ЗАТО г. Североморск предусмотрено выделение дотации в размере 697875,0 тыс. руб.

Справкой Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Мурманской области от 28.07.2003, разделом первым отчета об исполнении бюджета Администрацией ЗАТО г. Североморск за 2002 год подтверждается, что фактически в 2002 году Администрации ЗАТО г. Североморск из федерального бюджета выделена дотация в размере 710655000 руб. Данная сумма составляет 101,8% от объема, утвержденного Законом “О федеральном
бюджете на 2002 год“.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод о том, что выделенных дотаций было достаточно для покрытия расходов истца в сумме 2334212, руб. 09 коп., и удовлетворил исковые требования за счет казны Администрации ЗАТО города Североморск.

Каких-либо доказательств того, что выделенных средств на возмещение льгот по оплате услуг связи Администрацией ЗАТО г. Североморск суду не представлено.

Вместе с тем суд при вынесении оспариваемых судебных актов не учел следующее.

Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 названного Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.

Однако суд первой и апелляционной инстанций не исследовал, включен ли в сумму, предъявленную ко взысканию, НДС и не дал оценки правомерности требований истца в этой части.

Поскольку кассационная инстанция не вправе давать оценку обстоятельствам, которые не были предметом исследования судом первой и апелляционной инстанций, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вопрос, на какие цели израсходованы выделенные Администрации ЗАТО г. Североморск из федерального бюджета дотации на компенсацию льгот, а также вопрос включения во взыскиваемую сумму НДС.

Кроме того,
при рассмотрении настоящего спора следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Минфин РФ, являясь финансовым органом согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, уполномочен представлять интересы казны Российской Федерации в судах и освобожден от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета уполномочен выступать в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих должностных лиц и органов. Согласно Приложению N 1 к Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О Федеральном бюджете на 2005 год“ Минфин РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета.

Таким образом, Минфин РФ как государственный орган исполнительной власти участвует в делах по искам к казне Российской Федерации в защиту публичных интересов, а не как участник спорных гражданско-правовых отношений.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда от 15.03.2005 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Мурманской области от 03.05.2005 по делу N А42-8471/02-С1 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

ТАРАСЮК И.М.

Судьи

КУСТОВ А.А.

СОСНИНА О.Г.