Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2005 N А05-637/2005-16 Суд признал правомерным отказ лесхоза произвести перерасчет арендной платы за пользование участками лесного фонда на основании договора аренды, заключенного с ОАО, и отклонил ссылку на постановление Правительства РФ N 127 от 19.02.2001, в соответствии с которым снижены минимальные ставки платы за древесину, так как нормативно-правовые акты определяют минимальный уровень арендной платы, а ее конкретный размер стороны согласовывают самостоятельно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2005 года Дело N А05-637/2005-16“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В., рассмотрев 23.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дмитриевский леспромхоз“ на решение от 25.04.2005 (судья Искусов В.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 19.08.2005 (судьи Лепеха А.П., Тряпицына Е.В., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-637/2005-16,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Дмитриевский леспромхоз“ (далее - ОАО “Дмитриевский ЛПХ“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным отказа Устьянского лесхоза (далее - Лесхоз), выраженного в письме от 16.11.2004 N 577,
произвести перерасчет арендной платы за пользование участками лесного фонда за 2001, 2002 и 2003 годы и обязании Лесхоза произвести такой перерасчет.

Решением от 25.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2005, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Дмитриевский ЛПХ“ просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, предусмотренное пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“ (далее - Постановление N 127) снижение минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, является достаточным основанием для проведения такого снижения, если лесопользователь признан лицом, обязанным сохранить подрост древесины, а признание его таковым осуществляется путем включения в лесорубочный билет сведений о наличии в лесосеке подлежащего сохранению подроста.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Лесхозом (арендодатель) и ОАО “Дмитриевский ЛПХ“ (арендатор) заключен договор от 24.03.95 N 4 аренды участков лесного фонда площадью 230874 га на территории Лесхоза для заготовки древесины по рубкам главного пользования сроком действия на 20 лет (до 31.12.2014). Договор зарегистрирован администрацией Устьянского района 31.03.95.

Соглашением от 13.11.99 стороны внесли изменения в названный договор, уточнили номера кварталов, передаваемых в аренду, а также установили, что площадь арендуемых участков лесного фонда с 01.01.2000 составляет 189762
га при ежегодном объеме лесопользования с 01.01.2002 в размере 300,2 тыс. куб. м.

Размер арендной платы на 2001, 2002 и 2003 годы (5348563 руб. в 2001 году, 6376048 руб. в 2002 году и 6748310 руб. в 2003 году) согласован сторонами в соответствующих протоколах, являющихся приложениями к договору аренды (т. 1, л.д. 18 - 20).

Арендная плата вносилась арендатором в соответствии с размерами, указанными в протоколах.

В ноябре 2004 года ОАО “Дмитриевский ЛПХ“ обратилось к Лесхозу с требованием произвести перерасчет уплаченных арендных платежей за 2001 - 2003 годы, ссылаясь на пункт 13 Постановления N 127, которым предусмотрена возможность снижения минимальных ставок на 20 процентов при проведении несплошных рубок главного пользования и сплошных рубок главного пользования с сохранением подроста и (или) второго яруса ценных пород (хвойных, твердолиственных).

Поскольку письмом от 16.11.2004 N 577 Лесхоз отказал в таком перерасчете, ОАО “Дмитриевский ЛПХ“ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Кассационная инстанция считает, что суд обеих инстанций правомерно отказал ОАО “Дмитриевский ЛПХ“ в удовлетворении заявленных требований, принимая во внимание гражданско-правовой характер отношений участников спора.

В соответствии с лесным законодательством договор аренды участков лесного фонда является одним из оснований возникновения права пользования участками лесного фонда.

В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 22 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде), размер арендной платы является одним из основных условий договора.

В силу статей 103, 105 Лесного кодекса Российской Федерации при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату, размер, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды
участка лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.

Ставки лесных податей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, или определяются по результатам лесных аукционов.

Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации в составе республик, краев, областей, автономной области и автономных округов могут вводить иной порядок установления конкретных ставок и размеров лесных податей при отпуске древесины на корню и принципов их определения.

При этом минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются исключительно федеральным органом исполнительной власти - Правительством Российской Федерации.

Пунктом 24 Положения об аренде предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню (пункт 26 Положения об аренде).

В договоре от 24.03.95 стороны определили, что арендная плата за участок лесного фонда, переданного в аренду, взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины по главному пользованию. Данное условие договора согласуется с пунктом 27 Положения об аренде. Договором также предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается ежегодно и изменяется в случае изменения минимальных и конкретных (областных) ставок лесных податей.

В соответствии с пунктом 5.3 договора величина арендной платы устанавливается ежегодно с оформлением протокола, который подписывается владельцем лесного фонда и арендатором.

Арендная плата на
2001, 2002 и 2003 годы, согласованная сторонами путем подписания соответствующих протоколов, установлена в размере действующих минимальных ставок, утвержденных Правительством Российской Федерации, с применением поправочных коэффициентов, предусмотренных областным законодательством.

Суд обоснованно указал на то, что Лесной кодекс Российской Федерации и Положение об аренде определяют лишь минимальный уровень арендной платы, ограничивая его минимальными ставками платы за древесину, отпускаемую на корню. Конкретный размер арендной платы в той части, в которой он будет превышать данный минимум, стороны согласовывают самостоятельно.

Возможность одностороннего изменения размера арендной платы в связи с проведением арендатором участка лесного фонда рубок с сохранением подроста и (или) второго яруса ценных пород (хвойных, твердолиственных) договором аренды от 24.03.95 не предусмотрена.

Соглашение о перерасчете внесенной арендатором арендной платы за 2001, 2002 и 2003 годы сторонами не достигнуто. Заключенное в соответствии с требованиями статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации письменное соглашение об этом отсутствует.

Кассационная инстанция также находит правильным отказ суда в удовлетворении заявления, поскольку письмо Лесхоза об отказе в перерасчете размера арендной платы не может быть оспорено арендатором по нормам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации “Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц“.

Установленные судом фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что между ОАО “Дмитриевский ЛПХ“ и Лесхозом существует спор по условиям заключенного договора.

Лесхоз, выражая письмом свой отказ произвести перерасчет, действовал не как властный орган, а как участник гражданско-правового обязательства.

Поскольку обжалуемые судебные акты вынесены в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Ввиду изложенного и руководствуясь
статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.08.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-637/2005-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дмитриевский леспромхоз“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ГРАЧЕВА И.Л.

Судьи

САПОТКИНА Т.И.

СЕРГЕЕВА И.В.