Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2005 N А05-6665/2005-10 Налоговая инспекция неправомерно привлекла общество к ответственности, предусмотренной статьями 119 и 122 НК РФ, за неуплату НДС и непредставление в инспекцию деклараций по данному налогу, поскольку к налоговой ответственности на основании названных статей могут быть привлечены налогоплательщики, обязанные уплачивать соответствующие налоги и представлять соответствующие налоговые декларации, но не исполнившие эти обязанности, а общество в спорный период применяло УСН, то есть не являлось плательщиком НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2005 года Дело N А05-6665/2005-10“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 17.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.07.2005 по делу N А05-6665/2005-10 (судья Пигурнова Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Агропромышленная компания“ (далее - Общество) 25424 руб.
85 коп. налоговых санкций.

Решением суда от 21.07.2005 требования Инспекции удовлетворены в части взыскания с Общества 9927 руб. 80 коп. налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований налоговому органу отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт в части отказа во взыскании с Общества 15497 руб. 50 коп. налоговых санкций, в том числе 5169 руб. 60 коп. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату сумм налога на добавленную стоимость за 2003 год и I - II кварталы 2004 года, а также 1604 руб. 25 коп. на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ и 5823 руб. 20 коп. на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок деклараций по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2003 года и I - II кварталы 2004 года. Податель жалобы считает, что Общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ, поскольку в нарушение пункта 5 статьи 173 НК РФ и пункта 5 статьи 174 НК РФ в 2003 - 2004 годах не исчисляло и не уплачивало в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, полученные от покупателей при расчетах за товары по счетам-фактурам, в которых выделены суммы налога, а также не представляло в налоговый орган соответствующие декларации по налогу на добавленную стоимость.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание
не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.07.2001 по 30.06.2004, о чем составила акт от 26.11.2004 N 11-1-05/4994.

В ходе проверки Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе неуплату Обществом налога на добавленную стоимость за 2003 год и I - II кварталы 2004 года, а также непредставление налогоплательщиком в установленный срок деклараций по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2003 года и I - II кварталы 2004 года.

Налоговым органом установлено, что в 2001 - 2002 годах Общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость и для целей налогообложения выручку от реализации продукции определяло по мере ее оплаты. С 01.01.2003 Общество перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенная система налогообложения), в связи с чем в 2003 - 2004 годах не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Вместе с тем счета-фактуры, выставленные Обществом в 2001 году, полностью оплачены покупателями только в III квартале 2003 года, а счета-фактуры, выставленные им в 2002 году, полностью оплачены только в январе - феврале, мае - июне 2004 года.

По мнению налогового органа, в силу пункта 5 статьи 173 и пункта 5 статьи 174 НК РФ Общество было обязано перечислять в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, полученные от покупателей при оплате названных счетов-фактур, а также представлять в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за указанные налоговые периоды.

По результатам проверки Инспекция приняла решение от
20.01.2005 N 09-1/93ДСП о доначислении Обществу сумм налогов, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания налоговых санкций в общей сумме 25424 руб. 85 коп.

В требовании от 20.01.2005 N 146а Инспекция предложила Обществу уплатить в добровольном порядке указанную сумму налоговых санкций.

Поскольку налогоплательщик не уплатил налоговые санкции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Инспекции частично, указав на то, что Общество не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 2003 - 2004 годы и непредставление деклараций по этому налогу за IV квартал 2003 года и I - II кварталы 2004 года, поскольку в указанные периоды применяло упрощенную систему налогообложения, а следовательно, не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Кассационная инстанция считает такой вывод правильным, а обжалуемый судебный акт законным и не подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Вместе с тем в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ лица, не
являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом пункт 5 статьи 174 НК РФ устанавливает обязанность представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость только для плательщиков этого налога, а не для лиц, не являющихся таковыми, указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ.

Как видно из материалов дела и установлено судом, полученные в 2003 - 2004 годах от покупателей суммы налога на добавленную стоимость Общество в бюджет не перечисляло, соответствующие декларации по налогу на добавленную стоимость в Инспекцию не представляло.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в предусмотренный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган
по месту учета налоговой декларации является правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц начиная со 181-го дня.

Из перечисленных норм следует, что к налоговой ответственности на основании статей 122 и 119 НК РФ могут быть привлечены налогоплательщики, обязанные уплачивать соответствующие налоги, представлять соответствующие налоговые декларации, но не исполнившие эти обязанности.

Поскольку в 2003 - 2004 годах Общество применяло упрощенную систему налогообложения и не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость, то есть относилось к категории лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ, у Инспекции не было оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьями 122 и 119 НК РФ.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.07.2005 по делу N А05-6665/2005-10 оставить без изменения,
а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

КОРПУСОВА О.А.