Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2005 N А26-8810/04-13 Суд удовлетворил требование МУП о взыскании с Минфина РФ и Минфина субъекта РФ расходов, связанных с предоставлением военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей льгот по оплате жилья, так как в силу ФЗ “О статусе военнослужащих“ расходы по предоставлению данных льгот гражданам, проживающим в государственном жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности, производятся за счет средств федерального бюджета, а в ином жилищном фонде - за счет средств бюджетов субъектов РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2005 года Дело N А26-8810/04-13“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М., рассмотрев 21.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2004 (судья Мельник А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2005 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Попова Н.М.) по делу N А26-8810/04-13,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Петрозаводскводоканал“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о
компенсации 473851 руб. 65 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с июля по декабрь 2001 года военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ (далее - Закон).

Решением от 27.12.2004 исковые требования удовлетворены. В пользу Предприятия с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации взыскано 12872 руб. 71 коп. компенсации, с Минфина РК за счет казны Республики Карелия - 460978 руб. 94 коп. компенсации.

Постановлением апелляционного суда от 30.06.2005 решение изменено. В пользу Предприятия с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации взыскано 10298 руб. 11 коп. компенсации, с Минфина РК за счет казны Республики Карелия - 368783 руб. 16 коп. Основанием для изменения решения суда послужило исключение из истребуемой суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В кассационной жалобе Минфин РК просит решение от 27.12.2004 и постановление апелляционного суда от 30.06.2005 в части компенсации указанных расходов за счет казны Республики Карелия отменить и в иске в этой части отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Минфин РК является ненадлежащим ответчиком; вывод суда о доказанности факта предоставления скидок, а также их размера не соответствует материалам дела.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятием с июля по декабрь 2001 года военнослужащим и совместно проживающим членам
их семей предоставлена скидка в размере 50% по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом.

В связи с тем, что понесенные истцом в указанный период расходы по предоставлению указанных льгот не были ему возмещены в полном объеме, Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно положениям пункта 10 статьи 15 Закона расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья гражданам, проживающим в государственном жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности, производятся за счет средств федерального бюджета, а в ином жилищном фонде - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, по жилищному фонду (кроме государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности) производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Судом правильно не принят довод подателя жалобы о том, что в связи с отсутствием в 2001 году такого Порядка компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот, должна производиться за счет средств федеральных министерств и ведомств, поскольку действующим в спорный период законодательством четко определен источник финансирования этих расходов - бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 790, льготы по оплате коммунальных услуг указанным категориям граждан, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, домах муниципального жилищного фонда, домах жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также в жилых
домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, предоставляются путем начисления 50 процентов платы за указанные услуги организациями, оказывающими эти услуги.

Расходы по предоставлению льгот возмещаются организациям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, для чего при их формировании надлежит предусматривать средства, необходимые органам местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот.

На основании полного и объективного исследования материалов дела суд правильно установил размер подлежащих взысканию убытков в зависимости от принадлежности жилищного фонда.

Довод Минфина РК о недоказанности факта предоставления скидок, а также их размера кассационная инстанция считает направленным на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций, что является недопустимым в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд, правомерно изменив решение суда первой инстанции, обоснованно исключил из заявленной суммы компенсации расходов НДС. В этой части постановление апелляционного суда не обжалуется.

Кассационная инстанция не усматривает нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права и не находит оснований для отмены постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2005.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2005 по делу N А26-8810/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРТИЛИНА З.А.

Судьи

КИРИЛЛОВА И.И.

ТАРАСЮК И.М.