Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2006 N А79-7635/2005 Зачет или возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производятся налоговым органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 января 2006 года Дело N А79-7635/2005“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) и государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары (далее - Управление) о возврате 10442 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Решением от 29.09.2005 заявленное требование удовлетворено, обязанность по возврату страховых взносов возложена на налоговый орган.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 4, 5, пункт 3 статьи 9, пункты 1 и 2 статьи 13, пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. На его взгляд, налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы поступают во внебюджетный фонд; налоговые органы осуществляют только контроль за правильностью исчисления и уплатой этих взносов.

ООО не согласилось с доводами, приведенными в жалобе, и указало на то, что Инспекция возвратила искомую сумму денежных средств 07.12.2005.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.

Заявитель и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО платежными поручениями от 24.12.2004 N 242, от 04.02.2005 N 11, от 03.03.2005 N 29, от 05.04.2005 N 46, от 13.04.2005 N 53 и от 04.05.2005 N 64 ошибочно уплатило 10442 рубля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в связи с чем направило в Инспекцию письма от 17.04.2005 и 05.07.2005 о возврате указанной суммы.

Налоговый орган возврат денежных средств не произвел, поэтому Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 1, 7, 9 и 13 статьи 78 Налогового
кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, пришел к выводу о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов обязан осуществить налоговый орган, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.

В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со
дня подачи заявления о возврате.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Представленные в дело документы свидетельствуют о наличии у Общества переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 10442 рублей. Данный факт ни Инспекция, ни орган Пенсионного фонда не оспаривают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по возврату страховых взносов именно на налоговый орган.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Чувашской Республики правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.09.2004 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-7635/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Чебоксары - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.