Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2005 N А56-37478/2004 Таможенные органы обязаны предоставлять перевозчикам копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их права на возмещение НДС при применении налоговой ставки 0%, а отказ в предоставлении такой копии может быть оспорен в судебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2005 года Дело N А56-37478/2004“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Старченковой В.В., при участии от дочернего государственного унитарного предприятия “РОСТЭК-Выборг“ Аксеновой Е.Б. (доверенность от 31.12.2004 N 8), рассмотрев 15.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2005 по делу N А56-37478/2004 (судья Лопато И.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Дочернее государственное унитарное предприятие “РОСТЭК-Выборг“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области, преобразованной в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - инспекция), от 18.06.2004 N 13-24/17459 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по декларации за февраль 2004 года по экспортным операциям.

Решением суда от 17.03.2005 требования заявителя удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.

Инспекция о времени и месте слушания жалобы надлежаще извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Как видно из материалов дела, предприятие представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года, а также документы для подтверждения его права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при реализации работ (услуг) по транспортировке импортных грузов на территорию Российской Федерации, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налоговый орган провел камеральную проверку указанной декларации и документов, по результатам которой принял решение от 18.06.2004 N 13-24/17459 об отказе в возмещении 77224 руб. налога на добавленную стоимость за февраль 2004 года.

Основанием для принятия решения об отказе в возмещении налога послужило то, что в нарушение подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ предприятием не представлены грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) с
отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме, и пограничного таможенного органа, через который товар ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров, выполняемых российскими перевозчиками.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ для подтверждения права на применение ставки 0 процентов и возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг) в налоговые органы представляются следующие документы, перечисленные в подпунктах 1 - 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) ГТД (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который
товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Таким образом, при экспорте товара на ГТД должны быть отметки двух таможенных органов, а при импорте - одного таможенного органа.

Как следует из подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ, налогоплательщик - перевозчик импортируемых товаров должен представить в налоговый орган таможенную декларацию (ее копию) с соответствующей отметкой российского таможенного органа.

Инспекция не оспаривает, что предприятие в рассматриваемый период осуществляло реализацию работ (услуг) по перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров и для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов представило в налоговый орган документы, соответствующие требованиям подпунктов 1, 2 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ. Однако предусмотренные подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ ГТД с необходимыми отметками таможенных органов представлены не были. Налогоплательщик ссылается на то обстоятельство, что они отсутствовали у предприятия, поскольку таможенные органы не передают таможенные декларации (копии) перевозчикам.

В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истребовал у таможенных органов копии ГТД, которые предприятие не имело возможности получить.

Действия суда соответствуют положениям статьи 135 АПК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.1 мотивировочной части постановления от 14.07.2003 N 12-П, согласно которой “по смыслу статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, информация, содержащаяся в грузовой таможенной декларации, даже если она является конфиденциальной, может
быть передана третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В данном случае такими лицами являются перевозчики, а законодательным актом - Налоговый кодекс Российской Федерации. Следовательно, таможенные органы - в силу конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), - обязаны представлять перевозчикам копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении налоговой ставки 0 процентов, а отказ в представлении такой копии может быть оспорен в судебном порядке. Арбитражный суд, если он признает обоснованными доводы перевозчика о невозможности получения копии декларации, должен учитывать требования статьи 135 АПК Российской Федерации, предусматривающей обязанность суда содействовать лицам, участвующим в деле, в получении необходимых доказательств по делу от других лиц (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 января 2003 года N 9915/02)“.

Поскольку налоговая инспекция в процессе проведения предусмотренной пунктом 4 статьи 176 НК РФ проверки и наличия ссылок предприятия на отказ таможенных органов предоставить копии ГТД не оказала содействия в получении от таможенных органов необходимых документов, эти документы истребованы и получены судом.

Представленные по запросу суда ГТД содержат надлежащим образом оформленные отметки таможенных органов, наличие которых инспекция не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2005 по делу N
А56-37478/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

СТАРЧЕНКОВА В.В.