Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2005 N А13-870/2005-20 Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов транспортных организаций, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда инвалидов, суд сделал правомерный вывод о том, что указанные расходы истца - автотранспортного предприятия подлежат возмещению Минфином РФ за счет казны Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2005 года Дело N А13-870/2005-20“
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Афанасьева С.В., Кустова А.А., рассмотрев 10.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 31.03.2005 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 11.05.2005 (судьи Сахарова Е.Г., Курпанова Н.Ю., Кургин А.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-870/2005-20,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие “Тотемское пассажирское автотранспортное предприятие“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к муниципальному образованию “Тотемский муниципальный район“ (далее - Муниципальное образование) в лице исполнительного комитета Тотемского районного муниципального собрания (далее - Исполком), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов) с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании 352832 руб. 96 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон), по проезду инвалидов в автомобильном транспорте общего пользования на внутрирайонных маршрутах.
Определением от 28.02.2005 суд заменил Исполком на Финансовое управление Тотемского районного муниципального собрания (далее - Управление).
Решением от 31.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2005, исковые требования полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации. В иске к Управлению и Департаменту финансов отказано.
В кассационной жалобе Минфин в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, в иске к Минфину отказать. По мнению подателя жалобы, правовые основания для взыскания расходов по предоставлению льгот за счет казны Российской Федерации отсутствуют в связи с полным выполнением ею своих бюджетных обязательств, а также по причине наличия на счетах Вологодской области остатков денежных средств федерального бюджета.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по договору от 12.01.2004 N 17/04, заключенному между Предприятием и Исполкомом, последний обязался возместить истцу расходы, связанные с предоставлением в 2004 году льгот по оплате проезда соответствующей категории граждан согласно Закону, за счет средств, поступающих из бюджета Вологодской области.
Невозмещение расходов за 2004 год послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ (далее - Закон о бюджете) в составе расходов федерального бюджета на 2004 год предусмотрен Фонд компенсаций.
Статья 47 Закона о бюджете устанавливает размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Законом.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536, действовавшим и в 2004 году, средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Минфин не представил доказательств выделения Вологодской области денежных средств, достаточных для возмещения в полном объеме расходов транспортных организаций, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в соответствии с Законом.
Учитывая изложенное и то, что Минфин не оспаривает иск по размеру, кассационная инстанция считает правильным вывод суда о правомерности удовлетворения заявленного требования за счет казны Российской Федерации.
Довод Минфина о наличии на счетах Вологодской области остатков денежных средств федерального бюджета, которые могли быть перераспределены на покрытие расходов по предоставлению названных льгот, несостоятелен. В соответствии с пунктом 3 статьей 50 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ не использованные в 2004 году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежат использованию в 2005 году на те же цели со счетов по учету бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, открытых в органах федерального казначейства.
Как следует из материалов дела, на счетах Муниципального образования нет остатков средств, переданных ему из федерального бюджета на возмещение расходов транспортных предприятий, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда соответствующей категории граждан в соответствии с Законом.
При таких обстоятельствах основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.05.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-870/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРТИЛИНА З.А.
Судьи
АФАНАСЬЕВ С.В.
КУСТОВ А.А.