Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2005 N А05-24361/04-16 Глава администрации субъекта РФ правомерно признал утратившим силу свое распоряжение о предоставлении обществу участка лесного фонда, поскольку последний был предоставлен без проведения конкурса и общество не являлось пользователем участков. Таким образом, администрация, выявив нарушения закона при принятии ненормативного акта, вправе была его отменить.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2005 года Дело N А05-24361/04-16“

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2005 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Власовой М.Г., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Байтвуд“ Второго В.С. (доверенность от 25.07.2005), Красавцева Д.А. (доверенность от 25.07.2005), рассмотрев 28.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.03.2005 по делу N А05-24361/04-16 (судья Искусов В.Ф.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Байтвуд“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о
признании недействительным распоряжения главы администрации Архангельской области (далее - Администрация) от 03.06.2004 N 530-р “О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Архангельской области от 12.02.2004 N 144-р“.

В ходе судебного разбирательства в дело вступил прокурор Архангельской области.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено агентство лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Агентство).

Решением от 21.03.2005 распоряжение Администрации от 03.06.2004 N 530-р признано недействительным как противоречащее статье 34 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).

В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

В кассационной жалобе Прокурор просит отменить решение в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению Прокурора, на момент издания оспариваемого распоряжения Общество не являлось лесопользователем участков лесничества, что является нарушением части 3 статьи 34 Лесного кодекса. Предоставление Обществу права аренды участков лесного фонда на бесконкурсной основе противоречит закону и нарушает права других участников рассматриваемых правоотношений.

Прокурор также указывает, что Обществом пропущен установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд за защитой нарушенного права.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Представители Администрации, Агентства и прокуратуры, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании представители Общества, ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации от
12.02.2004 N 144-р Обществу предоставлен участок лесного фонда в кварталах N 5, 7 - 13, 19 - 28, 40 - 44, 66 - 68, 87, 88 Шожемского лесничества Няндомского лесхоза на общей площади 22537 гектаров с эксплуатационным запасом спелых и перестойных насаждений 1352,7 тысяч кубических метров и ежегодным размером пользования в объеме 40 тыс. кубометров для заготовки древесины сроком на 5 лет.

На основании указанного распоряжения Общество (арендатор) и федеральное государственное учреждение “Няндомский лесхоз“ Министерства природных ресурсов Российской Федерации (арендодатель) заключили договор от 01.03.2004 N 14 аренды участков лесного фонда площадью 22537 гектаров сроком действия 5 лет. Договор зарегистрирован в установленном порядке 01.04.2004.

По акту приема-передачи от 01.03.2004 участки лесного фонда площадью 22537 гектаров переданы Обществу.

Распоряжением Администрации от 03.06.2004 N 530-р со ссылкой на приведение правовых актов Администрации в соответствие с федеральным законодательством распоряжение от 12.02.2004 N 144-р признано утратившим силу.

Полагая, что распоряжение от 03.06.2004 N 530-р нарушает его права как лесопользователя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал оспариваемое распоряжение незаконным, указав, что Обществом был соблюден порядок обращения к уполномоченным органам с заявлением о предоставлении участков лесного фонда. Распоряжение от 12.02.2004 N 144-р подготовлено с учетом профиля деятельности предприятия и позиции по данному вопросу департамента лесопромышленного комплекса Администрации.

Исследовав материалы дела, кассационная инстанция находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 35 Лесного кодекса (в редакции от 23.12.2003) участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев, указанных в части третьей статьи 34 Кодекса.

Согласно части третьей статьи 34 Лесного кодекса без
проведения лесных конкурсов на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории.

По смыслу данной правовой нормы лесопользователями, имеющими право получить участки лесного фонда в аренду без конкурса, являются лица, осуществлявшие свою деятельность на территории данных участков лесного фонда, либо расположенные на этой территории сельскохозяйственные организации.

В отношении участков лесного фонда, расположенных в кварталах N 5, 7 - 13, 19 - 28, 40 - 44, 66 - 68, 87, 88 Шожемского лесничества Няндомского лесхоза, Общество не является лицом, указанным в части третьей статьи 34 Лесного кодекса, следовательно, указанные участки были неправомерно предоставлены Обществу в аренду без проведения лесного конкурса.

Выявив нарушения закона при предоставлении в аренду Обществу участков лесного фонда, Администрация была вправе отменить несоответствующий закону ненормативный акт. При таких обстоятельствах распоряжение Администрации от 03.06.2004 N 530-р “О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Архангельской области от 12.02.2004 N 144-р“ как направленное на восстановление законности не может быть признано нарушающим права и охраняемые законом интересы Общества. Таким образом, основания для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта отсутствуют. Заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.03.2005 по делу N А05-24361/04-16 отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Байтвуд“ о
признании недействительным распоряжения главы администрации Архангельской области от 03.06.2004 N 530-р “О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Архангельской области от 12.02.2004 N 144-р“ отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Байтвуд“ в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

КАДУЛИН А.В.

Судьи

ВЛАСОВА М.Г.

САПОТКИНА Т.И.