Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2006, 06.07.2006 по делу N А40-78861/05-141-630 Суд удовлетворил требование о признании незаконным решения налогового органа о доначислении к уплате акциза на природный газ и пени, так как налоговый орган не представил доказательств недобросовестности налогоплательщика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 июня 2006 г. Дело N А40-78861/05-141-6306 июля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2006 года.

Решение в полном объеме изготовлено 6 июля 2006 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Д., протокол вел председательствующий, с участием от истца: К. по дов. N 02-1/16681 от 30.12.2005, пасп. 40 04 980822, от ответчика: не явка, извещен, рассмотрел дело по заявлению (иску) ООО “Лентрансгаз“ к Межрегиональной инспекции ФНС России по КН N 2 о признании незаконными решения и требования ответчика.

УСТАНОВИЛ:

ООО “Лентрансгаз“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по КН N
2 о признании незаконными решения налогового органа от 24.11.2005 N 152 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности“ и требования об уплате налога по состоянию на 01.12.2005 N 191.

Исковые требования мотивированы тем, что обжалуемое решение налогового органа вынесено с нарушением норм действующего налогового законодательства, а именно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1 “Об акцизах“, ст. ст. 44, 52, 53 НК РФ.

Ответчик в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявленные требования, в котором против удовлетворения искового заявления возражал по мотивам, корреспондирующим к доводам оспариваемого ненормативного правового акта, указывает, что заявитель при исчислении суммы акциза согласно налоговой декларации по акцизу на природный газ за июль 2005 года применил налоговую ставку в размере 15% от суммы оплаченного природного газа вместо 30%, что повлекло за собой возникновение недоимки по акцизу в размере суммы, указанной в требовании. О времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке ст. ст. 123 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившихся в судебное заседание полномочных представителей ответчика.

Как следует из материалов дела, в соответствии с представленной заявителем ответчику налоговой декларацией по акцизу на природный газ за июль 2005 года общество исчислило к уплате в бюджет сумму акциза в размере 51056
руб. (л.д. 124 - 130 т. 1).

Решением налогового органа от 24.11.2006 N 152 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ заявителю доначислен к уплате акциз на природный газ по налоговой декларации за июль 2005 года в размере 51056 руб., а также сумма пени в размере 2013,31 руб.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.12.1991 “Об акцизах“ имеет N 1993-1, а не N 1193-1.

В обоснование оспариваемого решения, налоговый орган указывает, что заявитель при исчислении суммы акциза согласно указанной налоговой декларации в нарушение Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1193-1 (далее - Закон об акцизах) применил не налоговую ставку в размере 30%, действующую на момент отгрузки природного газа (до 01.01.2001), а ставку в размере 15%, действующую в момент оплаты природного газа.

При этом ответчик указывает, что в соответствии с Федеральным законом “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ“ положения гл. 22 НК РФ “Акцизы“ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2001.

Следовательно, применение ставки 15% по отношению к природному газу, отгруженному до 01.01.2001 в период действия ставки 30%, а оплаченной в 2005 году, со стороны заявителя неправомерно.

На основании решения заявителю было направлено требование Инспекции от 01.12.2005 N 191 об уплате налога с предложением в
срок до 17.12.2005 уплатить доначисленные суммы акциза и пени.

Заявитель считает, что названные решение и требование налогового органа не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах и нарушают права заявителя на применение по акцизу по налоговой декларации за июль 2005 года ставки 15% в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.

Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора. На основании ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы (исчисленной по окончании налогового периода), налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты акцизов на природный газ
в 2005 году должен был осуществляться заявителем в соответствии с требованиями главы 22 НК РФ “Акцизы“. Вышеуказанная глава вступила в силу с 1 января 2001 года и действовала в момент формирования налоговой базы по акцизу.

Кроме того, на основании положений ст. ст. 52, 53 НК РФ, к налоговой базе, исчисленной в соответствующий налоговый период, может быть применена только налоговая ставка, действующая в период исчисления налоговой базы.

Исчисление налога при отсутствии объекта налогообложения противоречит приведенным выше положениям Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 2 ст. 5 Закона об акцизах (в редакции, действующей на момент отгрузки природного газа) плательщики уплачивают сумму акциза ежемесячно исходя из налоговой базы, определяемой на основании фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц. При этом датой совершения оборота считается день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу (п. 5 ст. 5 Закона об акцизах). Согласно последующих редакций Закона об акцизах (вплоть до его отмены с 01.01.2001) дата реализации в отношении природного газа определялась как дата его оплаты.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, природный газ, оплаченный в июле 2005 года, был отгружен заявителем своим контрагентам в течение марта 1997 года. В
связи с непоступлением в адрес заявителя денежных средств за поставленный контрагентам природный газ в течение действия Закона об акцизах - то есть до 01.01.2001, у заявителя до указанного момента не было оснований для исчисления суммы акциза по соответствующей налоговой ставке (в том числе в размере 30%), установленной для природного газа Постановлениями Правительства РФ в соответствии положениями Закона об акцизах, ввиду отсутствия в этот период у заявителя объекта налогообложения и налоговой базы по данному налогу в отношении природного газа.

Таким образом, обязанность по исчислению и уплате сумм акциза за природный газ за июль 2005 года не могла возникнуть ранее 01.01.2001. Следовательно, к указанной обязанности не должны применяться положения Закона об акцизах и принятые в соответствии с ним Постановления Правительства РФ, устанавливающие соответствующие ставки акциза (в том числе 30%), на которые ссылается Инспекция в оспариваемом решении.

По общему правилу согласно части первой ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ часть вторая НК РФ (в том числе глава 22 НК РФ) применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Правительства
РФ от 03.09.1998 N 1018.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона от были признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй НК РФ ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе Закон об акцизах, Постановления Правительства от 01.09.1995 N 859, от 03.09.1018 N 1018, регулирующие ставки акциза в соответствующие периоды до 2001 года, на которые сослался налоговый орган в оспариваемых ненормативных правовых актах.

Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2004, отменил соответствующие положения главы 22 НК РФ, в соответствии с которыми природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, устанавливались объект налогообложения в отношении природного газа, порядок исчисления и уплаты акциза с природного газа.

Статьей 8 Закона N 117-ФЗ установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому (отгруженному) до дня вступления в силу указанного Закона (то есть до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу указанного Закона. В связи с этим, по смыслу ст. 8 указанного Федерального закона по природному газу, добытому (отгруженному) до 01.01.2004, акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с нормами главы 22 НК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2003.

Таким образом заявитель правомерно и обоснованно применил в июле
2005 года при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный в марте 1997 года природный газ налоговую ставку, установленную нормами главы 22 НК РФ.

В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 182 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, действующей непосредственно до 01.01.2004) объектом обложения акцизами признавались операции по реализации природного газа на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.

Согласно п. 1 ст. 188 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, действующей непосредственно до 01.01.2004) налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, за вычетом налога на добавленную стоимость.

Пункт 2 ст. 194 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, действующей непосредственно до 01.01.2004), регламентирующей порядок исчисления акциза, устанавливает, что сумма акциза по подакцизному минеральному сырью, в отношении которого установлены процентные налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со ст. ст. 187, 191 НК РФ.

Между тем, в силу положений ст. 193 НК РФ в
редакции, действующей непосредственно до 01.01.2004, в отношении природного газа установлена налоговая ставка в размере 15%.

Согласно п. 5 ст. 194 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) следовало исчислять акциз по подакцизному минеральному сырью в том налоговом периоде, к которому относится дата его реализации. При этом в силу положений п. 1 ст. 195 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, действующей непосредственно до 01.01.2004) дата реализации подакцизного минерального сырья (в том числе природного газа) определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.

Из совокупности вышеуказанных норм следует вывод о том, что порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения, как операции по реализации природного газа, возникшего у заявителя в июле 2005 года с сумм оплаты за природный газ, должен осуществляться с учетом положений главы 22 НК РФ, в редакции, действовавшей непосредственно до 01.01.2004, а именно пп. 16 п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 188, ст. 193, п. п. 2, 4 ст. 194, п. 1 ст. 195 НК РФ. Согласно данным нормам налогоплательщик, реализующий природный газ, должен исчислить сумму акциза как соответствующую налоговой ставке 15% долю налоговой базы, определенной в том налоговом периоде, к которому относится дата реализации подакцизного минерального сырья (природного газа) - дата его оплаты.

Изменяя ставку
налога с 30 до 15 процентов, законодатель не предусмотрел специальных положений о необходимости применения налогоплательщиками прежней ставки налога к случаям, когда газ отгружен в период действия прежней ставки, но оплачен в период действия новой ставки.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, полученные в июле 2005 года суммы оплаты за природный газ, отгруженный заявителем потребителям до 01.01.2001 (в данном случае - в марте 1997 г.) подлежат обложению акцизом по ставке, установленной ст. 193 НК РФ (в редакции по состоянию на 31.12.2003), то есть по ставке 15%.

Одним из доводов Инспекции в решении выступает то обстоятельство, что акциз является косвенным налогом, поэтому уплата его в бюджет, должна осуществляться по ставкам, которые были заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа. Указанный довод налогового органа суд признает необоснованным исходя из следующего.

Сформировавшаяся до 1998 года дебиторская задолженность заявителя по отгруженному, но неоплаченному газу реально отражала цену природного газа. Однако это не означает, что в цене присутствовала конкретная и точная сумма акциза, как косвенного налога. Размер акциза при отгрузке имел условную величину и точный его размер мог быть определен только после оплаты товара, то есть после возникновения объекта налогообложения и налоговой базы, к которой и применялась соответствующая налоговая ставка, действующая на дату реализации.

В договорах на поставку газа не устанавливалась его цена. В отношении природного газа применялись цены, устанавливаемые уполномоченными на то государственными органами (Правительство РФ, Федеральная энергетическая комиссия РФ).

Соответственно, исчисление и уплата акциза в размере 15% (вместо 30%) от регулируемой органами государственной власти цены на газ не повлекло за собой изменение такой цены. Покупатели оплачивали заявителю товар исходя из установленной уполномоченными на то государственными органами цены, действующей на момент отгрузки природного газа.

Удовлетворяя заявленные требования, суд также отмечает, что для целей применения положений гл. 22 НК РФ, налоговым органом были приняты Методические рекомендации по применению гл. 22 “Акцизы“ НК РФ (подакцизное минеральное сырье) (утв. Приказом МНС РФ от 19.12.2000 N БГ-3-03/441), в соответствии с п. 7 которых было установлено, что “акциз на природный газ, отгруженный включительно по 31 декабря 2000 года, а оплаченный после указанной даты, исчисляется в порядке и по ставкам, установленным гл. 22 НК РФ“.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). Представитель налогового органа законности оспариваемых ненормативных актов надлежащим образом не обосновал, доводы заявителя не опроверг.

Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 3, 21, 44, 52, 53, 137, 138 НК РФ, и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 24.11.2005 N 152 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Признать незаконным требование об уплате налога Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по состоянию на 01.12.2005 N 191 как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Возвратить ООО “Лентрансгаз“ 4000 рублей государственной пошлины по иску из федерального бюджета РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента принятия.