Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 N А44-373/05-9 Уведомление ИФНС об отказе потребительскому обществу в переходе на УСН в связи с тем, что учредителями общества являются юридические лица, доля непосредственного участия которых составляет более 25 процентов, суд признал незаконным, поскольку на потребительское общество не распространяются указанные в законе ограничения по переходу на УСН, непосредственное участие учредителей потребительского общества не связано с формированием паевого фонда и учредители не вправе распоряжаться его имуществом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2005 года Дело N А44-373/05-9“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В., при участии от Потребительского общества “Новгородское потребительское общество“ Шаляпиной Ю.О. (доверенность от 20.06.2005 N 49), рассмотрев 28.06. - 01.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потребительского общества “Новгородское потребительское общество“ на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2005 по делу N А44-373/05-9 (судья Куропова Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Потребительское общество “Новгородское потребительское общество“ (далее - потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N
9 по Новгородской области, преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области (далее - инспекция), от 08.12.2004 N 1083, согласно которому обществу отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения.

Решением суда от 17.02.2005 требования общества удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать обществу в удовлетворении требования. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно отказала обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, поскольку согласно учредительным документам учредителями общества являются юридические лица, доля непосредственного участия которых составляет более 25 процентов.

В судебном заседании 28.06.2005 представитель потребительского общества указал на необоснованность жалобы.

Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10-30 01.07.2005.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, потребительское общество является некоммерческой организацией, созданное на основе добровольного объединения юридических лиц, на основе членства, путем объединения его членами имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Согласно пункту 4.1 Устава потребительского общества (далее - Устав) размеры вступительного и паевого взносов определяются общим собранием общества. На момент образования общества вступительный взнос составляет 300 руб., паевой взнос - 500 руб. Паевые взносы учредителей формируют паевой фонд общества, который составляет 10000 руб. Одному паевому взносу соответствует один голос на общем собрании пайщиков общества.

Из
пункта 4.2 Устава следует, что гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет общества заявление в письменной форме о приеме в общество, которое рассматривается в течение 30 дней советом общества. При этом вступающий в члены общества признается пайщиком с момента вынесения решения советом потребительского общества и уплаты вступительного и паевого взноса.

Судом установлено и это из материалов дела следует, что на момент обращения потребительского общества в инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения его паевой фонд составил 141250 руб. за счет паевых взносов пайщиков - физических и юридических лиц.

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организация признается надлежащим субъектом упрощенной системы налогообложения, если она отвечает критерию, установленному пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ, и не входит в содержащийся в пункте 3 данной статьи перечень, которые не вправе применять эту систему.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.01.2005 N 8-О, “исходя из того, что термином “организация“ для целей налогообложения обозначаются, согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации), право перейти на упрощенную систему налогообложения имеют все юридические лица, отвечающие требованиям статьи 346.12 Налогового
кодекса Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы. Поскольку согласно пункту 1 статьи 50 ГК Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), на упрощенную систему налогообложения вправе перейти как коммерческие, так и некоммерческие организации, если они соответствуют критериям, установленным статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. При реализации своего права на переход на упрощенную систему налогообложения и те и другие должны рассматриваться как равноправные потенциальные субъекты этой системы“.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Под потребительским обществом Закон Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“ (далее - Закон N 3085-1, Закон “О потребительской кооперации“) (статья 1) понимает добровольное объединение и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов и действует на основе добровольности вступления и выхода из него, обязательности уплаты вступительного и паевого взносов, демократичности управления (один пайщик - один голос), ограничения размеров кооперативных выплат и др. (статья 4 Закона N 3085-1). Имущество потребительского общества
принадлежит ему на праве собственности. Источниками формирования имущества являются паевые взносы пайщиков и другие доходы (статья 21 Закона N 3085-1).

Пайщику при выходе из общества выплачивается стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты (статья 14).

При этом формирование уставного (складочного) капитала Законом “О потребительской кооперации“ не предусмотрено.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

Таким образом, поскольку глава 26.2 НК РФ не связывает право перехода на упрощенную систему налогообложения с учредителями организации, а непосредственное участие учредителей потребительного общества не связано с формированием паевого фонда общества и учредители не вправе распоряжаться его имуществом, суд пришел к правильному выводу о том, что на заявителя не распространяются указанные в законе ограничения по переходу на упрощенную систему налогообложения.

Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 18.01.2005 N 8-О. В частности, в данном определении Конституционный Суд Российской Федерации указал: “...Что касается определения доли непосредственного участия других организаций в деятельности общественной организации на основе соотношения числа ее членов - юридических лиц и общего числа ее членов, то такой подход свидетельствовал бы о нарушении конституционно-правового принципа равенства в сфере налогообложения, поскольку недопустимым образом ставил бы некоммерческие организации в неравные условия с коммерческими организациями, доля участия в которых других организаций определяется на основе стоимостного соотношения их вкладов (взносов)
в формирование уставного (складочного) капитала“.

Таким образом, поскольку при проверке законности оспариваемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права не усматривается, основания для их отмены и удовлетворения жалобы отсутствуют.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2005 по делу N А44-373/05-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

ТРОИЦКАЯ Н.В.

ШЕВЧЕНКО А.В.