Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2005 N А21-7749/04-С1 Решение суда о признании недействительным решения ИМНС о доначислении садоводческому товариществу земельного налога подлежит отмене, так как суд, делая вывод о правомерности применения товариществом налоговой льготы, заключающейся в освобождении земель общего пользования населенных пунктов от обложения данным налогом, не учел, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие отнесение спорного земельного участка к землям общего пользования именно населенных пунктов, а не садоводства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 2005 года Дело N А21-7749/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2004 по делу N А21-7749/04-С1 (судья Можегова Н.А.),

УСТАНОВИЛ:

Садоводческое некоммерческое товарищество “Прибой“ (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Калининградской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной
налоговой службы N 3 по Калининградской области, (далее - налоговая инспекция) от 05.07.2004 N 19 и требований от 06.07.2004 N 509, 510 об уплате земельного налога, пеней и штрафа. Одновременно Товарищество просило взыскать с налоговой инспекции 3000 руб. в возмещение судебных расходов, понесенных в связи с оплатой услуг представителя.

Налоговая инспекция направила в суд заявление о взыскании с налогоплательщика на основании решения от 05.07.2004 N 19 налоговых санкций в сумме 10904 руб., которое принято к производству (дело N А21-6948/04-С1).

Определением суда от 04.11.2004 дела N А21-7749/04-С1 и N А21-6948/04-С1 объединены в одно производство под N А21-7749/04-С1.

Решением суда первой инстанции от 28.12.2004 заявленные Товариществом требования удовлетворены полностью. В удовлетворении встречных требований налоговой инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, Товарищество не вправе использовать предусмотренную пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ (далее - Закон о плате за землю) льготу, поскольку документы (правовые акты органов местного самоуправления), подтверждающие отнесение земельных участков к категории земель общего пользования населенных пунктов, Товариществом не представлены. Кроме того, налоговый орган считает необоснованным взыскание с него в пользу Товарищества 3000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с оплатой услуг представителя.

В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить принятое по данному делу решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Стороны о времени
и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в июне 2004 года проведена выездная налоговая проверка Товарищества по вопросу правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 2001 по 2003 год. В ходе проверки установлен факт неуплаты налогоплательщиком земельного налога с площади в 13,5 га. По мнению налоговой инспекции, налогоплательщик неправомерно относил земельные участки указанной площади к категории земель общего пользования (как занятых дорогами) и на основании пункта 9 статьи 12 Закона о плате за землю не учитывал в 2002 и 2003 годах при расчете земельного налога. Результаты проверки отражены в акте от 18.06.2004 N 8.

Решением налогового органа от 05.07.2004 N 19 Товариществу доначислено 54520,31 руб. земельного налога за 2002 и 2003 годы, начислено 1249 руб. пеней за нарушение сроков уплаты налога. Кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога в виде взыскания 10904 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании решения Товариществу направлены требования от 06.07.2004 N 509 и N 510 об уплате в срок до 16.07.2004 начисленных сумм налога, пеней и штрафа.

Товарищество, считая решение и требования налоговой инспекции незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое судом удовлетворено.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает принятое судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, правовое положение садоводческих некоммерческих объединений
(товариществ), порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов регулируются Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“ (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ). Статьей 1 названного Закона определено, что садоводческое некоммерческое объединение граждан (садоводческое товарищество) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение (товарищество) считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием объединения.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Вопросы обложения земельным налогом садоводческих товариществ изложены в Законе Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ и Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации “О плате за землю“ (далее - Инструкция N 56).

В соответствии со
статьей 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

В статье 15 названного Закона указано, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Согласно статье 16 Закона о плате за землю земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Начисление земельного налога гражданам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога.

В пункте 26 Инструкции N 56 разъяснено, что до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ (за исключением членов кооперативов и товариществ, получивших такие свидетельства).

Начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом Российской Федерации “О плате за землю“ предоставлены льготы. После получения членами садоводческого товарищества документов, удостоверяющих их право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.

Таким образом, земельный налог за все земли общего пользования, используемые садоводством, независимо от получения
членами садоводческого товарищества правоустанавливающих документов на свои земельные участки, должен уплачиваться правлением садоводческого товарищества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции, признавая доказанным наличие на территории принадлежащего Товариществу земельного участка земель общего пользования (относя к ним дороги) площадью 13,5 га, сослался на то, что данный факт установлен налоговой инспекцией в ходе проведения проверки и подтверждается представленными налогоплательщиком декларациями по земельному налогу за 2002 и 2003 годы. При этом суд признал правомерным использование Товариществом льготы, предусмотренной пунктом 9 статьи 12 Закона о плате за землю, поскольку согласно представленным справкам исполняющего обязанности главы муниципального образования “Зеленоградский район“ Калининградской области от 17.12.2004 N 2027 и от 24.12.2004 N 2049 спорный земельный участок площадью 13,5 га находится в пределах населенных пунктов - города Зеленоградска и поселка Сокольники.

Кассационная инстанция считает указанный вывод суда недостаточно обоснованным, не соответствующим имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 9 статьи 12 Закона о плате за землю земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от обложения земельным налогом.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования отнесены земли, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами. При этом названные участки могут включаться в состав различных территориальных зон.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право относить земли, находящиеся в муниципальной собственности, к определенным категориям и переводить их из одной категории в другую.
Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий.

Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления.

В материалах дела имеются постановления главы администрации Зеленоградского района Калининградской области от 27.07.1995 N 247-2, от 31.05.1994 N 240, от 03.08.1994 N 361-3, от 13.10.1994 N 469, от 18.08.1995 N 272-1, от 15.12.1994 N 483-22 (листы дела 56 - 61), на основании которых Товариществу выделены земельные участки общей площадью 14,82 га в постоянное пользование. Из названных постановлений следует, что земельные участки Товариществу предоставлялись из изъятых земель колхозов, Калининградской железной дороги, садоводческого товарищества “Шторм“.

Сведений о том, что изъятые земельные участки включены в состав земель конкретного населенного пункта и остались в составе земель конкретного населенного пункта после их предоставления Товариществу, в деле нет.

Между тем льгота, предусмотренная пунктом 9 статьи 12 Закона о плате за землю, касается только земель населенных пунктов.

В деле отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, закрепленный за Товариществом; схема (план) расположения земельного участка, выделенного и используемого под садоводство, с обозначением прилегающих территорий населенных пунктов и дорог, в том числе проложенных по территории садоводства.

В материалы дела Товариществом не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие отнесение спорного земельного участка площадью 13,5 га к землям общего пользования именно населенных пунктов (а не садоводства).

Из представленных Товариществом справок исполняющего обязанности главы муниципального образования “Зеленоградский район“ Калининградской области от 17.12.2004 N 2027 и от 24.12.2004 N 2049 (листы 65, 68) следует, что выделенные садоводческому товариществу в 1993 - 1996 годах земельные участки расположены частично в границах города Зеленоградска, а
частично - в границах поселка Сокольники Зеленоградского района, то есть в пределах территорий населенных пунктов. Но эта информация не подтверждена соответствующими правоустанавливающими документами.

В материалах дела нет доказательств того, относится ли спорный земельный участок к землям общего пользования (дорогам) населенных пунктов - города Зеленоградска и поселка Сокольники либо используется только садоводством, а также документы, подтверждающие размер площади, занятой спорными дорогами.

Судом первой инстанции не истребованы документы, устраняющие противоречия между сведениями, указанными в постановлениях главы администрации Зеленоградского района Калининградской области от 27.07.1995 N 247-2, от 31.05.1994 N 240, от 03.08.1994 N 361-3, от 13.10.1994 N 469, от 18.08.1995 N 272-1, от 15.12.1994 N 483-22, и справками исполняющего обязанности главы муниципального образования “Зеленоградский район“ Калининградской области.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, установленной пунктом 9 статьи 12 Закона о плате за землю, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.

Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 его статьи 21 предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

В силу требований статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных
в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.

Как указано в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (статьи 64 АПК РФ).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Поскольку обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции исследованы неполно, решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные недостатки и противоречия в представленных Товариществом документах; выяснить перечисленные в данном постановлении обстоятельства, в том числе о том, на каких землях расположено садоводство, являются ли они землями конкретных населенных пунктов; относится ли спорный земельный участок к землям общего пользования населенных пунктов или используется только садоводством. Суду следует истребовать у Товарищества правоустанавливающие документы на земельный участок, закрепленный за Товариществом; схему (план) расположения земельного участка, выделенного и используемого под
садоводство, с обозначением прилегающих территорий населенных пунктов и дорог, в том числе проложенных по территории садоводства; правоустанавливающие документы, подтверждающие отнесение спорного земельного участка площадью 13,5 га к землям общего пользования именно населенных пунктов (а не садоводства), и с учетом представленных дополнительных доказательств рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос о возмещении судебных расходов в силу пункта 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит разрешению судом при новом рассмотрении дела и с учетом результатов его рассмотрения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2004 по делу N А21-7749/04-С1 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

БЛИНОВА Л.В.

МАЛЫШЕВА Н.Н.