Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2005 N А52/7732/2004/2 Отказывая ИМНС во взыскании с финансового управления района субъекта РФ суммы ЕСН, пеней и штрафа за неуплату данного налога, суд указал, что выплата управлением денежных средств муниципальному служащему на санаторно-курортное лечение, по существу, является компенсационной, а следовательно, не облагаемой ЕСН.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2005 года Дело N А52/7732/2004/2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от Финансового управления Куньинского района Псковской области Яковлева В.В. (доверенность от 01.06.05 N 270), рассмотрев 02.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 31.01.05 по делу N А52/7732/2004/2 (судья Орлов В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - Инспекция, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с Финансового
управления Куньинского района Псковской области (далее - Финансовое управление, управление) 35887,56 руб., в том числе: 20603,85 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) за 2003 год, 972 руб. пеней, 4120,78 руб. штрафа, начисленных за неуплату этого налога, 7523 руб. налога на доходы физических лиц, 1163,23 руб. пеней и 1504,6 руб. штрафа за неправомерное неперечисление этой суммы налога ответчиком как налоговым агентом.

Решением суда от 31.01.05 налоговому органу отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 31.01.05 в связи с неправильным применением судом положений статей 236, 238, 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ (далее - Закон от 08.01.98 N 8-ФЗ), Закона Псковской области от 06.01.97 N 1-оз “О муниципальной службе в Псковской области (далее - Закон Псковской области от 06.01.97 N 1-оз). По мнению подателя жалобы, выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение облагаются ЕСН и налогом на доходы физических лиц.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель Финансового управления отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что в ходе выездной проверки соблюдения Финансовым управлением законодательства о налогах и сборах в 2003 году налоговая инспекция установила неуплату управлением ЕСН за 2003 год в сумме 20603,85 руб., а также неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы
физических лиц в сумме 7523 руб. с выплат муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение.

По итогам проверки налоговый орган составил акт от 26.05.04 N 495, на основании которого принял решение от 15.07.04 N 847 о привлечении Финансового управления к установленной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ ответственности в виде штрафов в суммах 4120,78 руб. и 1504,6 руб. соответственно. Кроме того, инспекция доначислила управлению 20603,85 руб. ЕСН за 2003 год, 972 руб. пеней по этому налогу, 7523 руб. налога на доходы физических лиц и 1163,23 руб. пеней по этому налогу.

На основании решения инспекция направила Финансовому управлению требования от 15.06.04 N 3362/848 и N 3363/849 об уплате задолженности по названным налогам, пеням и штрафам.

Поскольку Финансовое управление добровольно требования Инспекции не исполнило, налоговый орган обратился с заявлением в суд.

Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно отказал налоговому органу во взыскании начисленных сумм налогов, пеней и штрафов по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ облагаемая ЕСН база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не
подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

В пункте 2 статьи 1 и пункте 1 статьи 2 Закона от 08.01.98 N 8-ФЗ указано, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе на муниципальной должности (за исключением выборной муниципальной должности), замещаемой путем заключения трудового договора.

Пунктом 3 статьи 15 Закона от 08.01.98 N 8-ФЗ субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии для муниципального служащего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона Псковской области от 06.01.97 N 1-оз муниципальному служащему ежегодно производится выплата на санаторно-курортное лечение, размер которой определяется исходя из 50 процентов средней стоимости дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Псковской области, и количества дней ежегодного оплачиваемого отпуска муниципального служащего.

Выплата муниципальному служащему на санаторно-курортное лечение, по существу, является компенсационной, а следовательно, не облагаемой ЕСН и налогом на доходы физических лиц, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Псковской области от 31.01.05 по делу N А52/7732/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА
Л.И.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ВЕТОШКИНА О.В.