Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2005 N А56-30464/04 Решение ИМНС о привлечении ООО к ответственности по факту неполной уплаты налога на игорный бизнес со ссылкой на то, что общество неправомерно уплачивало спорный налог по месту своей регистрации, а не по месту осуществления облагаемой данным налогом деятельности, признано судом недействительным, поскольку в случае нахождения игрового автомата вне места нахождения организации постановка на учет указанного объекта налогообложения и уплата налога осуществляется в ИМНС по месту нахождения организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2005 года Дело N А56-30464/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Морозовой Н.А., Старченковой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “СЭР“ Фоминых Е.Г. (доверенность от 01.06.2004), рассмотрев 26.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2004 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2005 (судьи Протас Н.И., Зайцева Е.К., Петренко Т.И.) по делу N А56-30464/04,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “СЭР“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу, далее - Инспекция) от 30.07.2004 (без номеров), принятых по актам выездной налоговой проверки N 22/17, N 24/17, N 25/17, N 21/17, а также требований от 30.07.2004 N 17-16/70, N 17-16/72, N 17-16/75, N 17-16/76 об уплате налогов и от 30.07.2004 N 17-16/71, N 17-16/73, N 17-16/74, N 17-16/77 об уплате налоговых санкций.

Решением суда от 02.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.02.2005, заявление Общества удовлетворено в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. Податель жалобы считает, что в соответствии с положениями статей 366 и 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на игорный бизнес подлежит уплате налогоплательщиком по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации налоговым органом в качестве налогоплательщика. Таким образом, по мнению Инспекции, Общество неправомерно уплачивало налог на игорный бизнес по месту регистрации организации в бюджет Ленинградской области, а не по месту регистрации его обособленного подразделения.

В судебном заседании представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.

Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку уплаты Обществом налога на игорный
бизнес по обособленным подразделениям за период с 01.01.2002 по 30.04.2004, по результатам которой составлены акты от 29.06.2004 N 22/17, N 24/17, N 25/17, N 21/17 и приняты решения от 30.07.2004 (без номеров).

Названными решениями Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 190800 руб. штрафа за неполную уплату налога на игорный бизнес; предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ - в виде взыскания 214650 руб. штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации, а также предусмотренной пунктом 7 статьи 366 НК РФ в виде взыскания 715500 руб. штрафа за непостановку на учет по месту регистрации в качестве налогоплательщика. Кроме того, Обществу доначислено 954000 руб. налога на игорный бизнес за январь - апрель 2004 года и 49736 руб. пеней.

Инспекция установила, что Общество осуществляло эксплуатацию игровых автоматов в обособленных подразделениях, находящихся в городе Санкт-Петербурге по адресам: Лиговский проспект, д. 51; Лиговский проспект, дом 115; Лиговский проспект, д. 93; Загородный проспект, д. 22, и в нарушение положений статей 19, 365 - 366, 369, 370 - 371 НК РФ на названной территории не зарегистрировало в установленном порядке игровые автоматы как объекты обложения налогом на игорный бизнес, не подавало соответствующие налоговые декларации и не исчисляло и не уплачивало налог по месту нахождения игровых автоматов.

Налоговый орган направил Обществу требования от 30.07.2004 N 17-16/70, N 17-16/72, N 17-16/75, N 17-16/76 об уплате налогов и от 30.07.2004 N 17-16/71, N 17-16/73, N 17-16/74, N 17-16/77 об уплате налоговых санкций.

Общество, не согласившись с указанными решениями и требованиями, обратилось в арбитражный суд.

Судебные инстанции, удовлетворяя
заявление Общества, сделали вывод о том, что в главе 29 НК РФ не содержится положений об обязанности налогоплательщика уплачивать налог на игорный бизнес по месту нахождения обособленного подразделения.

Кассационная инстанция считает вывод судов правильным.

Как видно из материалов дела, Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция по Всеволожскому району) и в соответствии с положениями статьи 366 НК РФ зарегистрировало игровые автоматы, расположенные в городе Санкт-Петербурге по адресам: Лиговский проспект, д. 51; Лиговский проспект, д. 115; Лиговский проспект, д. 93; Загородный проспект, д. 22, а также исчислило и уплатило налог на игорный бизнес по месту своей регистрации, то есть на территории Всеволожского района Ленинградской области в региональный бюджет.

В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ (целях настоящей главы 29 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2004) налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов
и сборов.

Согласно положениям пунктов 3 - 5 статьи 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Из положений главы 29 НК РФ, а также Областного закона от 08.10.2001 N 57-ОЗ “О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области“ и Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 623-94 “О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге“ следует, что игровые автоматы как объекты обложения налогом на игорный бизнес подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.

В данном случае положения статей 19 и 83 НК РФ, обязывающие каждого налогоплательщика осуществить регистрацию в налоговом органе обособленных подразделений по месту их фактического нахождения, неприменимы. Более того, согласно статье 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Игровой автомат не создает стационарные рабочие места организации, поскольку иное в проверенный период положениями главы 29 НК РФ не предусмотрено.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.03.2004 N 22-0-10/425@ разъяснило, что “в отношении игровых автоматов следует иметь в виду, что в случае, если игровой автомат расположен вне места нахождения организации (места нахождения обособленного подразделения организации), постановка на учет данного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации“.

При таких обстоятельствах у налогового органа не было правовых оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт
1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2005 по делу N А56-30464/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

МОРОЗОВА Н.А.

СТАРЧЕНКОВА В.В.