Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2005 N А21-8096/04-С1 Признавая недействительным решение ИМНС о доначислении налога на имущество за первый квартал 2004 года, суд отклонил довод инспекции о том, что с 01.01.2004 действующим законодательством не предусмотрена льгота по спорному налогу для организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений, поскольку ООО получило право на данную льготу до 01.01.2004 и ее использование относится к длящимся налоговым правоотношениям, к которым не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2005 года Дело N А21-8096/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кирейковой Г.Г., Корабухиной Л.И., рассмотрев 26.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2004 (судья Мялкина А.В.) по делу N А21-8096/04-С1,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Торговая компания ЛБ ИКАЛТО“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 9 по городу Калининграду; далее - Инспекция) от 16.09.2004 N 331/1417118 в части доначисления 342594 руб. налога на имущество организаций за 1 квартал 2004 года.

Решением суда от 07.12.2004 заявление Общества удовлетворено полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, у Общества в 1 квартале 2004 года отсутствовали правовые основания для применения льготы по налогу на имущество для организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений, поскольку действующим законодательством такие льготы не предусмотрены. Инспекция указывает на то, что Законом Калининградской области от 27.12.2003 N 347 “Об областном бюджете на 2004 год“ приостановлено действие главы 3 Закона Калининградской области от 15.07.2002 N 171 “О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в форме капитальных вложений на территории Калининградской области“, в которой предусмотрены налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности.

В отзыве на жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.

Общество, Инспекция и комитет экономического развития мэрии города Калининграда, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в суд не направили.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2004 года, по результатам которой принято решение от 16.09.2004 N 331/1417118 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности и доначислении 342594 руб. налога на
имущество организаций. Налоговый орган посчитал необоснованным использование заявителем льготы по налогу на имущество организаций, поскольку федеральным законодательством с 01.01.2004 изменен порядок предоставления льгот по указанному налогу и изменен перечень лиц, которым предоставлено право не уплачивать налог на имущество организаций. В обоснование принятого решения Инспекция указала также на то, что Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ “О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов“ (далее - Федеральный закон N 139-ФЗ) признан утратившим силу с 01.01.2004 Закон Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ (далее - Закон о налоге на имущество), в котором предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по названному налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Законом Калининградской области от 27.11.2003 N 336 “О налоге на имущество организаций“ не предоставлено право органам местного самоуправления устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Общество не согласилось с принятым решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что налогоплательщик получил право на льготу по налогу на имущество организаций до 01.01.2004 и использование указанной льготы относится к длящимся налоговым отношениям, к которым не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.

Суд кассационной инстанции считает такой вывод
правильным.

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и действовавшей до 01.01.2004 статьей 7 Закона о налоге на имущество сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков. Статьей 5 Закона о налоге на имущество предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно статье 7 Закона Калининградской области от 11.05.1995 N 10 “Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области“ (в редакции Закона Калининградской области от 13.06.2000 N 215) (далее - Закон Калининградской области N 10) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять инвестору гарантии и льготы по уплате местных налогов, а также долям региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе, в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в местный бюджет. Органы местного самоуправления могут осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого инвестором, за счет средств местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Решением Городского совета депутатов Калининграда от 14.04.1999
N 141 утверждено Положение “О регулировании инвестиционной деятельности на территории Калининграда, осуществляемой в форме капитальных вложений“, в соответствии с которым Общество (инвестор) и мэрия города Калининграда 12.04.2001 заключили инвестиционный договор N 52 (листы дела 59 - 63).

Согласно пункту 1.1 названного договора стороны обязались выполнять условия Положения “О регулировании инвестиционной деятельности на территории Калининграда, осуществляемой в форме капитальных вложений“. В силу пункта 1.2 договора от 12.04.2001 N 52 Общество, реализующее инвестиционный проект “Строительство завода вторичного виноделия“, освобождено от уплаты налога на имущество на сумму, не превышающую 5897000 руб., в течение 36 месяцев с даты вступления названного договора в силу.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество правомерно заявило об использовании льготы по налогу на имущество с 12.04.2001. Инспекция считает необоснованным применение налогоплательщиком льготы в 1 квартале 2004 года, ссылаясь на то, что Закон о налоге на имущество, который предусматривал право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, отменен с 01.01.2004.

Выполнение налогоплательщиком иных условий использования льготы по налогу на имущество, предоставленной ему на основании инвестиционного договора от 12.04.2001 N 52, не оспаривается налоговым органом.

Согласно статье 3 Федерального закона N 139-ФЗ с 01.01.2004 утратил силу Закон о налоге на имущество, а раздел IХ части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 30 “Налог на имущество организаций“.

Суд кассационной инстанции считает несостоятельным вывод налогового органа о том, что с 01.01.2004 действующим законодательством не предусмотрены льготы по налогу на имущество организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений, поскольку им не учтен длящийся характер налоговых правоотношений,
которые возникли в 2001 году при реализации Обществом права на использование льготы по налогу на имущество.

Лишение налогоплательщика льготы по налогу на имущество, предусмотренной статьей 7 Закона Калининградской области N 10 и Положением “О регулировании инвестиционной деятельности на территории Калининграда, осуществляемой в форме капитальных вложений“, из-за изменения законодательства относительно порядка ее предоставления означает придание обратной силы закону, устанавливающему новые условия уплаты налога применительно к длящимся правоотношениям. Общество получило право на льготу до 01.01.04, и использование льготы, предоставленной ему ранее действующим законодательством на трехлетний срок, относится к длящимся налоговым правоотношениям, к которым не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика. В проверенный период - 1 квартал 2004 - года трехлетний срок, на который была предоставлена льгота, не истек.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01.07.1999 N 111-О, изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.

Таким образом, преимущество Общества, применяемое им по сравнению с другими налогоплательщиками, должно быть сохранено до окончания срока действия предоставленной льготы.

Кроме того, к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода.

Как следует
из статьи 3 устава налогоплательщика (лист дела 27), участниками Общества являются физические лица (граждане) и юридические лица Литовской Республики.

Таким образом, Общество правомерно применяло льготу по налогу на имущество, и у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления заявителю налога на имущество за 1 квартал 2004 года.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы налогового органа.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2004 по делу N А21-8096/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

КОРАБУХИНА Л.И.