Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2005 N А05-24001/04-26 Суд, признавая неправомерным начисление налоговой инспекцией пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, указал, что налогоплательщик подводит итоги своей деятельности и определяет налоговую базу по налогу по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года, следовательно, пени в данном случае могли начисляться по итогам отчетного периода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2005 года Дело N А05-24001/04-26“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., рассмотрев 18.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.12.04 по делу N А05-24001/04-26 (судья Ипаев С.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Севтрансстрой“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску; далее - инспекция) от 03.10.2004 N 11-15/12053
23738 о взыскании налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика.

Решением суда от 21.12.04 требования общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу (далее - ЕСН) правомерно, поскольку статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является специальной нормой и устанавливает особый порядок определения даты возникновения недоимки и соответственно начала срока исчисления пеней.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, инспекция направила обществу требование от 15.07.04 N 03-15/14387 об уплате в срок до 05.09.2004 недоимки по налогам и пеней на общую сумму 288377 руб. 63 коп., в том числе 256260 руб. ЕСН и 32117 руб. 63 коп. пеней. Поскольку налогоплательщик требование в установленный срок не исполнил, инспекция в соответствии со статьей 46 НК РФ вынесла решение от 03.10.04 N 11-15/12053 23738 о взыскании налогов (сборов), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках.

Общество не согласилось с решением налогового органа от 03.10.04 N 11-15/12053 23738 и обжаловало его в арбитражный суд. При этом налогоплательщик ссылался на неправомерное включение инспекцией в требование от 15.07.04 N 03-15/14387 сумм авансовых платежей по ЕСН и начисление на них пеней.

Суд первой инстанции удовлетворил
заявленные обществом требования, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 названного Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

В соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В данном случае авансовый платеж по ЕСН за март 2004 года исчислен по итогам отчетного периода - первого квартала. Однако, расчет по итогам отчетного периода не производился. Расчет ЕСН и пеней произведен помесячно, что противоречит пункту 3 статьи 243 НК РФ. Поэтому инспекция неправомерно произвела доначисление ЕСН и пеней помесячно, включив их в требование по уплате налога и, соответственно, в решение о взыскании налога за счет имущества.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик
должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В соответствии с положениями статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Согласно статье 240 НК РФ отчетным периодом по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, взыскиваются с
налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 названного Кодекса.

Следовательно, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность взыскания с налогоплательщика пеней за нарушение сроков уплаты авансовых платежей только по налогам, исчисляемым расчетным путем вне привязки к реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика и уплачиваемым в течение налогового периода.

Из расчета пеней (приложения к решению налогового органа) следует, что пени начислены за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

Поскольку из положений налогового законодательства следует, что налогоплательщик подводит итоги своей деятельности и определяет налоговую базу по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев, года, начисление налоговой инспекцией пеней, установленных статьей 75 НК РФ, за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей не основано на нормах налогового законодательства. В данном случае пени могли исчисляться по итогам отчетного периода - года - с 15.04.04.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что инспекцией нарушены сроки принятия решения от 03.10.04 N 11-15/12053 23738 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств общества на счетах в банках.

Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным
и исполнению не подлежит.

Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления.

Подтверждая законность решения суда, кассационная инстанция исходит из невозможности взыскания сумм платежей, указанных в спорном требовании, так как предельный срок выставления требования об уплате налога и взыскания задолженности по налогам, сборам и пеням определяется по совокупности сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает принятый по делу судебный акт законным и не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы инспекции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.12.2004 по делу N А05-24001/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

ПАСТУХОВА М.В.