Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2005 N А56-10966/04 Требования учреждения о признании недействительным решения таможни о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей в связи с нецелевым использованием учреждением условно выпущенного товара (гуманитарной помощи) обоснованно удовлетворены судом, поскольку из материалов дела следует, что таможенное оформление товара от имени учреждения осуществляло лицо, не уполномоченное на совершение таможенных операций, что свидетельствует о неполучении товара учреждением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2005 года Дело N А56-10966/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Бухарцева С.Н., при участии от Санкт-Петербургской таможни Климшиной В.П. (доверенность от 22.12.04 N 06-20/17741), от государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища N 91 Владыкина О.В. (доверенность от 25.12.03), рассмотрев 06.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение от 15.06.04 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 30.12.04 (судьи Бойко А.Е., Исаева И.А., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10966/04,

УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное
училище N 91 (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 13.01.04 N 0160 о взыскании с учреждения денежных средств в бесспорном порядке.

Решением суда от 15.06.04 заявление учреждения удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.12.04 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и отказать учреждению в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что заявитель не получил гуманитарной помощи, является ошибочным.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель учреждения возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что в марте 2002 года учреждение ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10210120/180302/0002324 товар - гуманитарную помощь в виде бывших в употреблении одежды и обуви. Товар выпущен условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

В ходе проверки целевого использования условно выпущенных товаров сотрудниками Северо-Западного таможенного управления установлено, что гуманитарная помощь использована учреждением не по целевому назначению. Результаты проверки отражены в акте от 02.07.03 N 10200000/02072003/00082.

По итогам проверки таможня выставила учреждению требование от 22.12.03 N 0160/03/099 об уплате 375052 руб. 34 коп. таможенных платежей и 156909 руб. 39 коп. пеней. Заявитель не ликвидировал задолженность в добровольном порядке, что послужило основанием для принятия таможенным органом решения от 13.01.04 N 0160 о взыскании с учреждения денежных средств в бесспорном порядке.

В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 условно выпущенные товары и транспортные средства, в
отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

По смыслу приведенных правовых норм обязанность по уплате таможенных платежей может быть возложена на учреждение только в том случае, если гуманитарная помощь им получена и использована на цели, отличные от указанных в статье
1 Закона.

Как следует из материалов дела, таможенным оформлением товара от имени учреждения занимался заместитель директора Почивалин Ю.В. на основании доверенности от 12.03.02. Согласно заключению эксперта от 06.05.04 N 5/0678-04 подпись на указанной доверенности учинена не директором учреждения Косовановым И.Э., а другим лицом.

Таким образом, Почивалин Ю.В. не был уполномочен учреждением на совершение таможенных операций с товаром, а следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что заявитель не получил гуманитарную помощь, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 30.12.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-10966/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

ХОХЛОВ Д.В.

Судьи

БЛИНОВА Л.В.

БУХАРЦЕВ С.Н.