Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2005 N А13-7485/04-13 Суд правомерно взыскал за счет казны РФ сумму расходов, образовавшихся у истца в результате предоставления многодетным семьям льгот по оплате электро- и теплоэнергии, поскольку вопрос распределения указанных расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени законодательно не урегулирован, в связи с чем их компенсация должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2005 года Дело N А13-7485/04-13“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Афанасьева С.В., Чертилиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 23.11.2004 (судья Митрофанов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2005 (судьи Романова А.В., Лемешов В.В., Курпанова Н.Ю.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7485/04-13,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Электротеплосеть“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Великоустюгского муниципального района (далее - Администрация), Вологодской области в лице департамента финансов администрации Вологодской области (далее - Департамент финансов), Министерству
финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Управлению федерального казначейства по Вологодской области (далее - УФК) о взыскании 164850 руб. 26 коп. расходов, понесенных истцом в результате предоставления гражданам в период с июля 2001 по июль 2004 года льгот по оплате электроэнергии и теплоэнергии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ (далее - Указ Президента РФ).

До принятия судом решения по делу истец уточнил исковые требования и просил взыскать 72947 руб. 58 коп. за период с 01.07.2003 по 05.04.2003 за счет казны Великоустюгского муниципального района, а 73203 руб. 79 коп. за период с 06.04.2003 по 31.07.2004 - за счет казны Российской Федерации (всего 146151 руб. 37 коп.).

Решением от 23.11.2004 истребуемая сумма взыскана с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2005 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ. По мнению Минфина РФ, финансирование расходов по предоставлению льгот в соответствии с Указом Президента РФ должно производиться из средств местного бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Предприятие, Администрация, Департамент финансов, Минфин РФ и УФК надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела,
Предприятие оказывает услуги по энергоснабжению, в том числе и льготным категориям потребителей.

Факт предоставления Предприятием льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Возникновение в связи с этим убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1 Указа Президента РФ для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Согласно пункту 3 Указа Президента РФ Минфину РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

В соответствии с пунктом 2 совместного письма Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 51 и N 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей“ предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.

Вместе с тем вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.

Таким образом, правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных Указом льгот.

Правоотношения, которые возникают между лицами, предоставляющими услуги категориям потребителей, пользующимся льготными тарифами, и производящими выплаты уполномоченными органами, относятся к публичным.

Норма пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключает возможности реализации льгот и компенсаций, предоставляемых
в соответствии с принятыми до введения его в действие правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 85 данного Кодекса обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, причем согласно пункту 2 названной статьи порядок согласования распределения и закрепления таких расходов определяется Правительством Российской Федерации.

Поскольку данный вопрос до настоящего времени в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа Президента РФ, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

В связи с тем, что кассационная инстанция не усмотрела из материалов дела каких-либо нарушений судом норм материального и процессуального права, повлекших за собой принятие неправильных судебных актов, кассационная жалоба не может быть удовлетворена.

Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда обеих инстанций и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции. Доводам Минфина РФ дана надлежащая оценка судом первой и апелляционной инстанций.

Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-7485/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

СОСНИНА О.Г.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

ЧЕРТИЛИНА З.А.