Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.03.2005 N А13-10696/03-11 Производство по делу по заявлению ФСС РФ о признании незаконными действий Управления федерального казначейства Минфина РФ, выразившихся в неполном перечислении на расчетный счет фонда сумм ЕНВД, зачисляемых в бюджет ФСС РФ, подлежит прекращению в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, так как фактически данный спор касается порядка перераспределения средств между бюджетами и не носит экономического характера, а действующим законодательством не предусмотрено рассмотрение в арбитражном суде таких споров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2005 года Дело N А13-10696/03-11“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., рассмотрев 22.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 20.10.04 (судья Осокина Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 15.12.04 (судьи Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Ралько О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10696/03-11,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Управления федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области (далее - казначейство), выразившихся в неполном перечислении на расчетный счет отделения ФСС сумм единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для определенных видов деятельности, зачисляемых в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), и об обязании возместить налогоплательщику 131445 руб. 35 коп.

Решением суда от 20.10.04 в удовлетворении заявления отделению ФСС отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.04 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе отделение ФСС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Статьей 346.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что суммы ЕНВД от определенных видов деятельности зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Обязанность распределять доходы от ЕНВД от отдельных видов деятельности возложена на органы федерального казначейства Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Нормативы отчислений определяются названным Кодексом либо законом о
бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Распределение в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации определено Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.99 N 91н по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.12.99 N 2022 (далее - Инструкция).

Согласно пункту 14 названной Инструкции доходы, поступившие на счет N 40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий финансовый год.

Как следует из материалов дела, казначейство в период с января по октябрь 2003 года производило распределение доходов от уплаты ЕНВД для отдельных видов деятельности в бюджет ФСС по установленному нормативу отчисления - 5 процентов от полученного дохода. При этом доход от уплаты ЕНВД, подлежащий распределению, определялся казначейством исходя из общего размера поступивших платежей по налогу за вычетом сумм излишне уплаченного налога, возвращенных на основании заключений налоговых органов.

По мнению отделения ФСС, распределение дохода от уплаты ЕНВД согласно установленному ему нормативу (5%) должно было производиться казначейством исходя из общего
размера поступивших платежей по данному налогу без учета сумм налога, подлежащих возврату налогоплательщикам на основании заключений налоговых органов в связи с его переплатой. Из буквального толкования названных норм и предмета спора следует, что фактически спор касается правомерности распределения казначейством доходов от уплаты ЕНВД между различными бюджетами, а именно между федеральным бюджетом и бюджетом ФСС, исходя из установленных нормативами отчислений.

Судом первой инстанции спор рассмотрен по существу. Однако при принятии судебных актов не учтено следующее.

Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что задачами судопроизводства в арбитражном суде являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный ими в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 27 АПК РФ).

Статьей 29 АПК РФ определена подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных отношений.

Так, пунктом 5 названной нормы установлено, что арбитражные суды рассматривают другие дела,
возникающие из административных и иных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться с исками, заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.02 N 11 разъяснено, что в соответствии со статьей 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Следовательно, заявитель должен указать федеральный закон, на основании которого он вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд.

Отделение ФСС является как государственным органом, осуществляющим защиту публичных интересов, так и хозяйствующим субъектом - учреждением (юридическим лицом). Федеральным законом “Об основах обязательного социального страхования“, Бюджетным кодексом Российской Федерации прямо не предусмотрено право органов социального страхования Российской Федерации обжаловать в арбитражный суд действия органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по распределению бюджетных средств (единого налога на вмененный доход). В данном деле отделение ФСС выступает в защиту публичных интересов, выразившихся, по его мнению, в неправильном распределении бюджетных средств. Кассационная инстанция считает, что отделение ФСС не может быть заявителем в публичных интересах, исходя из заявленного предмета спора.

Данный спор не может быть предметом рассмотрения в порядке, установленном арбитражным судопроизводством, поскольку не связан с коммерческой или предпринимательской деятельностью. Фактически данный спор касается порядка перераспределения средств между бюджетами и не носит экономического характера, а должен рассматриваться в рамках компетенции властных органов. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено рассмотрение в
арбитражном суде таких споров, спор не подпадает под признаки подведомственности дел арбитражному суду, предусмотренные статьей 29 АПК РФ, то производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 150 АПК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.10.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10696/03-11 отменить.

Производство по делу прекратить.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

ХОХЛОВ Д.В.