Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2005 N А66-6674/2004 Поскольку оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются ЕСН в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2005 года Дело N А66-6674/2004“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Кузнецовой Н.Г., при участии от Государственного (унитарного) предприятия - Учреждения ОН-55/10 Главного Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Лукьяненко Е.А. (доверенность от 13.01.05 N И/ю/1/3-100), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области Абросимовой И.Ю. (доверенность от 01.02.05 N 25), рассмотрев 10.03.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области на решение от 20.09.04 (судья Орлова В.А.) и постановление апелляционной
инстанции от 08.12.04 (судьи Пугачев А.А., Кожемятова Л.Н., Бачкина Е.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-6674/2004,

УСТАНОВИЛ:

Государственное (унитарное) предприятие - Учреждение ОН-55/10 Главного Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области (далее - исправительное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области, правопреемником которой после реорганизации стала Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция), от 23.06.04 N 04/1027 и требования от 02.07.04 N 34150 об уплате единого социального налога за 2003 год, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования, и соответствующей суммы пеней.

Решением суда от 20.09.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.04, требования заявителя удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении требований налогоплательщика. По мнению подателя жалобы, осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи, следовательно, выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ в период отбывания наказания, облагаются единым социальным налогом в части его зачисления в фонды обязательного медицинского страхования.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной исправительным учреждением декларации по единому социальному налогу за 2003 год, в ходе которой налоговый орган установил занижение суммы налога, подлежащей уплате в фонды обязательного медицинского страхования в размере 121318 руб. 44 коп. с выплат, производимых в пользу осужденных
за выполнение работ во время отбывания наказания. Результаты проверки отражены в акте от 08.06.04 N 1145/1747, на основании которого решением от 23.06.04 N 04/1027 налоговая инспекция предложила исправительному учреждению уплатить 121318,44 руб. доначисленного налога и 16779,39 руб. пеней.

В адрес налогоплательщика направлено требование от 02.07.04 N 34150 об уплате указанных сумм налога и пеней.

Исправительное учреждение не согласилось с решением и требованием налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы в статье 238 НК РФ как не подлежащие обложению единым социальным налогом. Статьей 239 НК РФ также не предусмотрены льготы в отношении вышеуказанных выплат.

Это обусловлено следующим.

Согласно пункту 1 статьи 98 Уголовно-Исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Осужденные имеют также право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации
22.07.93 N 5487-1, предусмотрено предоставление медицинской помощи осужденным.

Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, закреплено и в пункте 6 статьи 12 УИК РФ.

Однако это право осужденных реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии со статьей 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.01 N 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации. Согласно параграфу 19 Правил в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.

Согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следующие лица: задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, - имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов
всех уровней.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов и других фондов.

Таким образом, оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет Фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, потому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по единому социальному налогу в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Учитывая изложенное, следует признать, что исправительное учреждение правомерно не исчисляло в 2003 году единый социальный налог (в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования) с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.09.04 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-6674/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.