Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2005 N А05-5378/04-16 Суд удовлетворил требования муниципального учреждения здравоохранения о взыскании с областного фонда обязательного медицинского страхования долга в связи с неоплатой медицинской помощи, оказанной учреждением неработающему населению, поскольку материалами дела установлено, что между фондом и администрацией области был заключен договор обязательного страхования неработающих граждан, в соответствии с которым фонд обязан организовать и финансировать предоставление указанной категории лиц медицинской помощи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2005 года Дело N А05-5378/04-16“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Казанцевой Р.В., Коробова К.Ю., при участии от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования Ясько Н.Н. (доверенность от 09.12.2004), от Департамента финансов администрации Архангельской области Пономарева С.В. (доверенность от 17.12.2004), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2004 по делу N А05-5378/04-16 (судья Искусов В.Ф.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение здравоохранения “Котласская центральная городская больница“ (далее - МУЗ “Котласская ЦГБ“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельскому областному
фонду обязательного медицинского страхования (далее - АОФОМС) и департаменту финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов) о взыскании (с учетом уточнения исковых требований) 673732 руб. долга в связи с неоплатой медицинской помощи, оказанной больницей неработающему населению города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Архангельской области в период с ноября 2002 по январь 2003 года.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент здравоохранения Архангельской области.

Решением от 10.11.2004 с АОФОМС в пользу МУЗ “Котласская ЦГБ“ взыскано 673732 руб. задолженности. В иске к Департаменту финансов отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ее податель решение от 10.11.2004 просит отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель АОФОМС подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Департамента финансов просил оставить судебный акт без изменения, полагая его правомерным. МУЗ “Котласская ЦГБ“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, МУЗ “Котласская ЦГБ“ включено в перечень лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Архангельской области, и в период с ноября 2002 по январь 2003 года оказывало медицинскую помощь неработающему населению города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Архангельской области. В связи с этим истцом были выставлены счета на оплату медицинских услуг от 13.11.2002 N 960, от 13.11.2002 N 959, от 12.11.2002 N 952, от 11.12.2002 N 1065, от 11.12.2002 N 1066, от 11.12.2002 N 1067, от 14.01.2003 N 37, от
14.01.2003 N 38, от 14.01.2003 N 39 на общую сумму 673731 руб. 67 коп.

В связи с отказом АОФОМС произвести оплату оказанной медицинской помощи истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Как установлено судом по материалам дела, АОФОМС (страховщик) и администрация Архангельской области (страхователь) 14.01.2002 заключили договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан на 2002 год. Пунктом 1.1 договора предусмотрена обязанность страховщика организовать и финансировать предоставление застрахованным неработающим гражданам медицинской помощи определенного объема и качества. Аналогичный договор был заключен 14.01.2003 между АОФОМС и администрацией Архангельской области на 2003 год. В перечень медицинских учреждений, обеспечивающих медицинскую помощь в соответствии с заключенными договорами, включено МУЗ “Котласская ЦГБ“.

В соответствии со статьей 22 Закона базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, в которых объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.

На территории Архангельской области в 2002 и 2003 годах действовали Правила обязательного медицинского страхования граждан Архангельской области, утвержденные постановлением администрации Архангельской области от 30.12.99 N 372, и Правила обязательного медицинского страхования населения Архангельской области, утвержденные постановлением главы администрации Архангельской области от 03.02.2003 N 19.

В соответствии с пунктом 5.2 Правил обязательного медицинского страхования организация и порядок оказания медицинской
помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяются совместно с Архангельским областным фондом обязательного медицинского страхования (его филиалами), департаментом здравоохранения Архангельской области, органом управления здравоохранением муниципального образования. В соответствии с пунктом 5.5 Правил порядок оплаты медицинской помощи, предусмотренной Программой обязательного медицинского страхования и оказанной застрахованным в пределах Архангельской области медицинскими учреждениями, при отсутствии у последних договоров со страховой медицинской организацией, выдавшей полисы застрахованным, определяется Положением о порядке оплаты медицинской помощи (услуг), утверждаемым департаментом здравоохранения администрации Архангельской области и АОФОМС, согласно которому за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая застрахованным гражданам лечебно-профилактическими учреждениями в порядке и на условиях Правил обязательного медицинского страхования Архангельской области, территориальной программы обязательного медицинского страхования населения области и договора на предоставление лечебно-профилактической помощи в системе обязательного медицинского страхования. В соответствии с Инструкцией “О порядке финансовых расчетов за медицинскую помощь, оказанную за пределами района регистрации в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам Архангельской области“ порядок финансовых расчетов предусматривает их осуществление без заключения договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи между филиалами фонда и лечебно-профилактическим учреждениями, работающими в системе обязательного медицинского страхования. С учетом изложенного вывод суда о том, что в данном случае оплата медицинских услуг, оказанных МУЗ “Котласская ЦГБ“ застрахованным неработающим гражданам, должна осуществляться АОФОМС, выполняющим функции страховщика в отношении застрахованных неработающих граждан, кассационная инстанция считает правильным.

Доводы кассационной жалобы о том, что представленные счета за оказанные МУЗ “Котласская ЦРБ“ медицинские услуги неработающим застрахованным гражданам находятся за пределами обусловленной договорами обязательного медицинского страхования на 2002 и 2003 годы суммы, а также ссылка на недостаточное финансирование
АОФОМС со стороны Департамента финансов Архангельской области кассационной инстанцией отклоняются как необоснованные. Объем и условия оказания медицинской помощи в территориальных программах обязательного медицинского страхования не могут быть ниже установленных в базовой программе. Сведения о том, что оказанная медицинская помощь выходила за пределы установленного в базовой программе объема, в материалах дела не представлены, равно как и данные о несоответствии оказанных медицинских услуг требованиям Программы обязательного медицинского страхования. Факт принятия упомянутых счетов за оказанную МУЗ “Котласская ЦГБ“ неработающему застрахованному населению Архангельской области медицинскую помощь АОФОМС не оспаривает.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание с учетом изложенного необоснованность ссылки АОФОМС на статью 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на статью 393 Кодекса, поскольку данная норма судом не применялась и к спорным правоотношениям не относится, кассационная инстанция считает правильным вывод суда о взыскании с АОФОМС в пользу МУЗ “Котласская ЦГБ“ 673732 руб. в качестве оплаты за оказанную им медицинскую помощь и, не усматривая при принятии судом обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2004 по делу N А05-5378/04-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Взыскать с Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

МАТЛИНА Е.О.

Судьи

КАЗАНЦЕВА Р.В.

КОРОБОВ К.Ю.