Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2005 N А56-21410/04 Суд правомерно признал недействительным решение ИМНС об отказе обществу в возмещении НДС, поскольку материалами дела подтверждается, что приобретенный обществом товар принят на учет по оформленным в установленном порядке товарным накладным, являющимися первичными документами, а также оплачен на основании надлежащим образом оформленных счетов-фактур.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2005 года Дело N А56-21410/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Энерго-росс“ Волкова М.Ю. (доверенность от 16.11.2004), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Корнаухова М.В. (доверенность от 29.10.2004 N 19-05/23210), рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 14.07.2004 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 25.11.2004 (судьи Бойко А.Е., Исаева И.А., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по делу N А56-21410/04,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Энерго-росс“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга, после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, (далее - Инспекция) от 20.05.2004 N 0403146 в части отказа Обществу в возмещении 42626 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2004 года и об обязании Инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.

Решением суда от 14.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2004, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы указывает на то, что налогоплательщик не обосновал применение вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку не представил первичные документы, а именно железнодорожные накладные, то есть не подтвердил факт оприходования товара. Налоговый орган указывает также на то, что согласно грузовой таможенной декларации N 10210050/060104/0000002 отправителем товара является общество с ограниченной ответственностью “АНРИ центр“ (далее - ООО “АНРИ центр“), а Общество выступает как лицо, ответственное за финансовое урегулирование. Кроме того, по указанному в названной грузовой таможенной декларации адресу заявителя Общество фактически не находится.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, заявитель приобрел у общества с ограниченной ответственностью “Порто-франко“ (далее - ООО “Порто-франко“) сырье. На основании договора переработки от 06.06.2003
N 7 ПР-2003, заключенного между Обществом и ООО “АНРИ центр“, последнее осуществило переработку приобретенного заявителем сырья.

Общество заключило с компанией “Pondale Trading Corporation“ (Британские Виргинские Острова) контракт от 06.06.2003 N 22/PT/GC-0603 на поставку на экспорт полученной в результате переработки продукции - композита газонефтеконденсатного смесевого и бензина прямой перегонки экспортной марки N 1 неэтилированного. При этом согласно агентскому договору от 06.06.2003 N 6-АГ ООО “АНРИ центр“ от своего имени экспортировало принадлежащую заявителю продукцию.

В представленной в Инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 года Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт и предъявило к возмещению из бюджета 42845 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных поставках.

В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В заявлении от 19.02.2004 N 73 Общество просило возместить налог на добавленную стоимость за январь 2004 года путем возврата на его расчетный счет.

По результатам камеральной проверки представленных Обществом декларации и документов Инспекция составила акт от 20.05.2004 N 0403146, мотивированное заключение от 21.05.2004 и приняла решение от 20.05.2004 N 0403146, которым отказала налогоплательщику в возмещении из бюджета 42626 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2004 года.

Отказ в возмещении налога мотивирован в том числе непредставлением налогоплательщиком железнодорожных накладных, подтверждающих доставку приобретенного Обществом у ООО “Порто-франко“ сырья ООО “Центр АНРИ“. Кроме того, Инспекция указала на то, что некоторые представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК
РФ.

Считая отказ в возмещении налога незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 20.05.2004 N 0403146 в части отказа в возмещении 42626 руб. налога на добавленную стоимость за январь 2004 года и об обязании Инспекции возвратить указанную сумму налога на его расчетный счет.

Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили право заявителя на возмещение спорной суммы налога на добавленную стоимость.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.

В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиком в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Как установлено судом и видно из материалов дела, в подтверждение обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость
0 процентов Общество представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.

То, что согласно грузовой таможенной декларации Общество является лицом, ответственным за финансовое урегулирование, а ООО “АНРИ центр“ - отправителем товара, объясняется тем, что в соответствии с заключенным с Обществом агентским договором от 06.06.2003 N 6-АГ ООО “АНРИ центр“ от своего имени экспортировало принадлежащий заявителю товар.

Указанный в грузовой таможенной декларации адрес Общества соответствует приведенному в его учредительных документах.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, условиями для вычета сумм налога на добавленную стоимость по товарам являются фактическая оплата приобретенных товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость.

Из материалов дела следует, что ООО “АНРИ центр“ осуществило переработку сырья, приобретенного Обществом у ООО “Порто-франко“, и от своего имени экспортировало принадлежащую заявителю переработанную продукцию.

Поскольку Общество осуществляет торговые операции и не выполняет работ по перевозке товаров, первичными документами для него являются не
товарно-транспортные накладные, а товарные накладные.

Так как приобретенный Обществом у ООО “Порто-франко“ товар принят на учет по оформленным в установленном порядке товарным накладным, являющимся первичными документами, кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что заявителем выполнены все условия для вычета налога на добавленную стоимость.

Факт оплаты товара на основании надлежаще оформленных счетов-фактур подтверждается материалами дела и в кассационной жалобе налоговым органом не оспаривается.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.11.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-21410/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

КЛИРИКОВА Т.В.