Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2006, 29.06.2006 по делу N А41-К2-14979/05 Суд удовлетворил исковые требования о признании незаконными действий государственного органа и об обязании государственного органа отнести все земли, принадлежащие заявителю на праве постоянного пользования, к землям сельскохозяйственного назначения, так как ответчиком не представлено документальных доказательств того, что у истца когда-либо возникало право на земельные участки лесного фонда.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 июня 2006 г. Дело N А41-К2-14979/0529 июня 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2006.

Решение изготовлено в полном объеме 29.06.2006.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Б., судей (заседателей), протокол судебного заседания вел судья Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО им. Л.М. Доватора к Управлению Роснедвижимости по Московской области, 3-и лица - правительство МО, министерство экологии и природопользования Московской области; об обжаловании действий.; при участии в заседании от истца: М., П., от ответчика: К. от 3-их лиц - С.,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО им. Л.М. Доватора обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением
к Управлению Роснедвижимости по Московской области о признании незаконным бездействия Управления Роснедвижимости по Московской области, выразившееся в неотнесении всех земель, принадлежащих ЗАО им. Л.М. Доватора на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год и обязании Управления Роснедвижимости по Московской области отнести все земли, принадлежащие ЗАО им. Л.М. Доватора на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год.

При новом рассмотрении спора представители истца заявили об уточнении исковых требований в следующей редакции:

- признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по МО по внесению в отчет ЗАО им. Л.М. Доватора по состоянию земель сельхозиспользования (земельный баланс) лесных земель, земель, занятых лесом, земель, покрытых лесом.

- признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Московской области, выразившиеся в отказах, изложенных в письме Управления Роснедвижимости по Московской области (отдел по Рузскому району) от 15.02.05 N 90 и в письме Управления Роснедвижимости по МО (отдел по Рузскому району) от 21.04.05 N 256/1, по отнесению всей земли, принадлежащей ЗАО им. Л.М. Доватора на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью в земельном балансе за
2004 год.

- обязать Управление Роснедвижимости по Московской области отнести все земли, принадлежащие ЗАО им. Л.М. Доватора на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения в земельном балансе за 2004 год, в том числе отнести земли, указанные в земельном балансе (отчете по состоянию земель сельхозиспользования) за 2004 год как лесные (покрытые лесами, занятые лесом) в размере 1051 га, к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью.

Заявленные уточнения исковых требований судом приняты.

В ходе судебного разбирательства, по ходатайству Управления Роснедвижимости по МО и в соответствии с требованиями Федерального арбитражного суда Московского округа, к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены правительство Московской области и министерство экологии и природопользования Московской области (далее Минэкологии МО).

Представитель заявителя поддержал свои исковые требования.

Представитель Управления Роснедвижимости по Московской области возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнении к отзыву на иск.

Представители правительства МО и минэкологии МО возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Заявитель во исполнение приказа Федеральной службы земельного кадастра России N П/165 от 21.09.2001 “Об отчетности о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и формам собственности“ представил в Управление Роснедвижимости по
МО отчет по составу, находящихся у него в пользовании земель по формам и таблицам, утвержденным приказом Росземкадастра от 29.11.2000 N 56 и постановлением Госкомстата России от 16.10.2000 N 97.

Однако ответчик в письмах от 21.04.2005 N 256/1 и от 15.02.05 N 90 сообщил заявителю, что представленные сведения не соответствуют земельно-учетным данным, имеющимся в отделе. В частности, изменены сведения, касающиеся площадей, занятых лесом. В связи с чем Управление Роснедвижимости по МО (отдел по Рузскому району) не может принять отчеты к рассмотрению.

Заявитель расценивает позицию Управления Роснедвижимости по Московской области как действие, выразившееся в неотнесении всех земель, принадлежащих ЗАО им. Л.М. Доватора на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год незаконным и нарушающим права заявителя как землепользователя и налогоплательщика, поскольку единственным основанием проверки правильности начисления налога в зависимости от категории использования земель (письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 04.03.1997) является земельный баланс, Ф.И.О. субъекта Российской Федерации губернатором Московской области.

В дополнение заявитель указывает, что на выделенном земельном участке всегда располагалась древесно-кустарниковая растительность, которая используется для защиты земель от воздействия неблагоприятных факторов, что следует из назначения земли.

Представитель Управления Роснедвижимости по Московской области в судебном заседании пояснил, что для внесения изменений
в представленный заявителем отчет заинтересованное лицо должно представить документы-основания, подтверждающие изменение характеристик земель, являющихся объектом учета. Также ответчик указывает, что в нарушение ФЗ “О государственном земельном кадастре“ и требований к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом Росземкадастра от 13.06.2001 N П/115 истец не обращался в управление с заявкой о внесении изменений в основные документы государственного земельного кадастра, а представил экспликацию земель, в которой указал, что часть используемых им земель должна относиться к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью.

Представители правительства МО и минэкологии МО в своих отзывах на иск указали, что позиция ответчика о наличии у истца земель лесного фонда подтверждена, представленными в дело отчетами.

По мнению третьих лиц, истец не представил доказательств, на основании которых им составлена экспликация земель, а следовательно, его утверждения о незаконных действиях Управления Роснедвижимости несостоятельны.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд находит доводы заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В 27.10.92 в результате преобразования совхоза им. Л.М. Доватора было образовано АОЗТ им. Л.М. Доватора.

На основании постановления главы администрации Рузского района Московской области от 25.12.92 N 1418/23 администрацией Рузского района АОЗТ им. Л.М. Доватора было выдано свидетельство о праве собственности на землю N 28 от 25.12.92 Согласно указанного свидетельства
земли выделены для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 11).

30.12.2003 на основании постановления главы администрации Рузского района Московской области N 14/18 от 25.12.1992, свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей N 28 от 25.12.1992, выданного администрацией Рузского района Московской области, было выдано Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, кадастровый номер: 50:19:0000000:0006, о чем сделана запись регистрации N 50-01/19-18/2003-369. В соответствии со свидетельством, земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.

Оценив материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу, что действия Управления Роснедвижимости по МО по непринятию данных истца о наличии у него в пользовании земель, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения являются необоснованными по следующим основаниям:

Как уже было выше указано, 25.12.92 истцу был предоставлен в собственность земельный участок в размере 9484 га и в пользование земельный участок в размере 1902 га(свидетельство N 28 (л.д. 11 т. 1).

Указанные участки предоставлены истцу для сельскохозяйственного производства.

30.12.03 за ЗАО им. Л.М. Доватора было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на
земельный участок 19870000 кв.м.

В свидетельстве о государственной регистрации права серии 50 АД N 878941 было указано, что объектом права является земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 66).

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В состав земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Исходя из содержания ст. 77 ЗК РФ можно сделать вывод о том, что предоставленные истцу для сельскохозяйственного производства земельные участки, относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Каких-либо документов, подтверждающих то, что истцу предоставлялись земельные участки иных категорий, в том числе и земли лесного фонда, в судебное заседание представлено не было.

Согласно ст. 22 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются
безвозмездное пользование и краткосрочное пользование.

В соответствии со ст. 23 ЛК РФ права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают:

- из актов государственных органов;

- из договоров;

- из судебных решений;

- по иным основаниям, допускаемым Лесным кодексом.

Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Как было установлено в ходе судебного заседания, актов государственных органов и судебных решений о предоставлении истцу земель лесного фонда не выносилось. Лесного аукциона в отношении истца не проводилось. Договоров аренды, безвозмездного пользования и концессии на земли лесного фонда с истцом не заключалось.

Лесорубочный билет, ордер, лесной билет истцу также не выдавались.

Таким образом, отсутствуют доказательства того, что у истца когда-либо возникало право на земельные участки лесного фонда.

Спор между истцом и ответчиком возник с того момента, когда заявитель обратился в Управление Роснедвижимости МО с отчетами, содержащими данные о категории земель, принадлежавших истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Во исполнение требований Федерального арбитражного суда, в ходе судебного разбирательства было установлено, что разногласия между истцом и ответчиком возникли в отношении земельного
участка площадью 1765 га.

В подтверждение того, что истец обладает землями лесного фонда площадью 1765 га, Управлением Роснедвижимости представлены отчеты (до 1997 года). Учитывая то, что земельный спор между истцом и ответчиком идет в отношении 2004 года, следовательно, приложенные к материалам дела отчеты доказательством служить не могут.

Однако, данные отчетов (до 1997 года) о наличии у истца земель лесного фонда документальными доказательствами не подтверждено.

На вопрос суда об отчетах за 2004 год, представитель ответчика сообщил, что в настоящий момент отчетность не ведется.

Не может служить доказательством того, что истец является правообладателем земель лесного фонда и представленное в материалы дела постановление главы Рузского района N 292 от 17.02.04 “Об утверждении земельного баланса по состоянию на 1.01.04“(т. 1 л.д. 131).

Данным постановлением утверждается земельный баланс по Рузскому району в целом. Из содержания указанного постановления невозможно установить, какие земли и за какой организаций или предприятием Рузского района закреплены.

В апелляционной и кассационной жалобах Управлением Роснедвижимости по МО были приведены таблицы площади земель сельскохозяйственного назначения, занятыми лесами, в составе земель ЗАО им. Л.М. Доватора.

В судебном заседании ответчик не обосновал, что послужило основанием для указания данных о площади земель лесного фонда, закрепленных за истцом с 1990 года.

Кроме того, не ясно, почему ответчик относит к землям лесного фонда земли, покрытые лесами.

Земли сельскохозяйственного
назначения и земли лесного фонда имеют различный порядок предоставления, пользования и распоряжения.

Как уже было выше указано, на сельскохозяйственных землях могут находиться многолетние насаждения и древесно-кустарниковая растительность, защищающие сельхозугодья от вредных воздействий.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в указанных таблицах изменялись площади земель, которые ответчик относит к землям лесного фонда.

Как уже было выше изложено, порядок возникновения прав лица на земли лесного фонда возникают в соответствии со ст. ст. 23 - 24 ЛК РФ.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства земли лесного фонда истцу никогда не предоставлялись.

Ответчиком не представлены также и доказательства того, что в отношении истца имело место прекращение его прав на земли лесного фонда в порядке, предусмотренном статьей 28 ЛК РФ.

Отсюда не ясно, почему изменялась площадь земельных участков лесного фонда, по мнению ответчика, закрепленных за истцом.

Таким образом, данные, изложенные ответчиком в апелляционной и кассационной жалобах и не подтвержденные документально, не могут служить доказательством того, что истец является правообладателем земель лесного фонда площадью 1765 га.

Представителем минэкологии МО в судебное заседание представлена ксерокопия письма ГУ МО “Мособллес“ N 136 от 8.06.06 о том, что в ходе мониторинга было выявлено, что за истцом ранее было закреплено 1765 га земель лесного фонда.

Данные о наличии у истца земель лесного фонда, указанных в письме, не могут быть приняты, поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства земли лесного фонда никогда истцу не предоставлялись и право на них никогда не прекращалось соответствии с действующим законодательством.

В письме указано, что данные по учету площадей лесного фонда приведены по материалам мониторинга по состоянию на 1.06.06.

Учитывая то, что суд рассматривает спор между истцом и ответчиком по данным на 2004 год, следовательно, данные, выявленные на 1.06.06, т.е. спустя 1,5 года, в качестве доказательств применимы быть не могут.

Кроме того, согласно ст. 69 ЛК РФ, ст. 67 ЗК РФ, Положением “О лесном мониторинге“, утв. письмом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 29.11.95 N МГ-1-17-6/287, Основными положениями лесного мониторинга в России, утвержденными постановлением Рослесхоза России от 19.10.93 основной целью ведения лесного мониторинга является информационное обеспечение органов управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном фонде России для сохранения устойчивого развития лесного сектора экономики как существенной составной части развития общества в целом.

Таким образом, в ходе мониторинга дается только оценка состояния уже существующих земель лесного фонда.

ГУ МО “Мособллес“ не обладает правом перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, а следовательно, указанные им данные о категории земель не могут быть подтверждены документально.

Действия ответчика нарушают права истца тем, что делают невозможным выкуп земли, относящейся землям лесного фонда.

Во исполнение требований Федерального арбитражного суда Московского округа, судом было установлено, что земельный кадастр истцом составлялся в отношении земельного участка площадью 19870000 кв. м, находящимся у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Как видно из представленного заявителем кадастрового плана земельный участок в полном объеме относится к землям сельскохозяйственного назначения. В графе “земли лесного фонда“ стоит прочерк.

Кадастровый план земельного участка также подтверждает, что у истца отсутствуют земли лесного фонда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (далее - Закон о государственном земельном кадастре), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Согласно ст. 4 Закона о государственном земельном кадастре, государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения.

Для государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается кадастровый план земельного участка.

Требования к оформлению заявок на государственный кадастровый учет земельный участков установлены приказом Росземкадастра от 13.06.01 N П/115.

Получение заявок на проведение государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.

Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Истец не обращался за внесением изменений в земельный кадастровый учет, поскольку в этом отсутствовала необходимость. Земли, принадлежавшие истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования являются землями сельскохозяйственного назначения. Переводить их в иную категорию у истца не было законных оснований, поскольку ему никогда не предоставлялось право на земли лесного фонда.

Весь спор между истцом и ответчиком заключается в том, чтобы Управлением Роснедвижимости были отражены те данные о категории земель, которые подтверждены правоустанавливающими документами и не противоречат действующему законодательству.

Исковые требования не ставят перед судом задачу перевода земельных участков из одной категории в другую, а просят только привести данные о них в соответствие с действующим законодательством и в соответствие с документами, подтверждающими их категорию.

Вопрос о наличии бездействия ответчика судом не оценивался, поскольку заявитель уточнил свои исковые требования.

Руководствуясь ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Московской области по внесению в отчет ЗАО им. Л.М. Доватора по состоянию земель сельхозиспользования (земельный баланс) лесных земель, земель, занятых лесом, земель покрытых лесом.

2. Признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Московской области, выразившиеся в отказах, изложенных в письме Управления Роснедвижимости по Московской области (отдел по Рузскому району) от 15.02.05 N 90 и в письме Управления Роснедвижимости по МО (отдел по Рузскому району) от 21.04.05 N 256/1, по отнесению всей земли, принадлежащей ЗАО им. Л.М. Доватора на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью в земельном балансе за 2004 год.

3. Обязать Управление Роснедвижимости по Московской области отнести все земли, принадлежащие ЗАО им. Л.М. Доватора на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения в земельном балансе за 2004 год, в том числе отнести земли, указанные в земельном балансе (отчете по состоянию земель сельхозиспользования) за 2004 год как лесные (покрытые лесами, занятые лесом) в размере 1765 га, к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью.