Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2005 N А56-24903/04 Признавая недействительным требование ИМНС об уплате НДС по внутреннему рынку, суд пришел к неправильному выводу об обоснованности зачета обществом предъявленной к возмещению суммы НДС по экспорту в счет уплаты НДС по внутреннему рынку, поскольку такой зачет может быть произведен только по решению налогового органа после окончания проверки обоснованности применения обществом налоговой ставки 0% по НДС по экспорту.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2005 года Дело N А56-24903/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Зубаревой Н.А., Шевченко А.В., при участии от закрытого акционерного общества “Морской портовый сервис“ Глумова Д.А. (доверенность от 29.10.04 N 57), от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области Петраковой Л.А. (доверенность от 30.12.04 N 39546), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.04 по делу N А56-24903/04 (судья Савицкая И.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Морской
портовый сервис“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 24.06.04 N 16123.

Кассационной инстанцией в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области в связи с реорганизацией налоговых органов.

Решением суда от 08.09.04 заявленные требования удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция направила Обществу требование от 24.06.04 N 16123 об уплате 3714288,08 рубля налога на добавленную стоимость.

Судом первой инстанции установлено, что требование выставлено на основании данных декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2004 года, согласно которой уплате в бюджет подлежало 4403228 рублей. Указанная в требовании сумма 3714288 рублей определена налоговой инспекцией как разница между суммой налога, указанной в декларации, и суммой налога, отраженной в лицевом счете налогоплательщика как подлежащая возмещению.

Одновременно с указанной декларацией Обществом была представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за май 2004 года по ставке 0%, согласно которой возмещению из бюджета подлежало
7756246 рублей.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что при таких обстоятельствах, когда Обществом представлена декларация, в которой указана сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, превышающая сумму налога, подлежащего уплате за тот же период в бюджет, отсутствует решение налогового органа об отказе в возмещении налога из бюджета и имеется право на зачет суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета, в счет текущих платежей, которое может быть реализовано налогоплательщиком в случае выполнения своих обязанностей налоговым органом, следует признать, что у налогоплательщика не возникло обязанности по уплате налога в бюджет.

Однако этот вывод суда не соответствует положениям абзаца первого пункта 1 статьи 153, статьям 164 (пункт 6), 165, 166 (пункты 6 и 1), 167 (пункт 9) Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно перечисленным нормам налоговая база по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт формируется отдельно; сумма налога по таким операциям исчисляется по каждой такой операции; по экспортным операциям представляется отдельная декларация по итогам каждого налогового периода; моментом определения налоговой базы по названным операциям является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты. В статьях 166 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1
этой же статьи (пункт 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации), то есть как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации), и отражается в отдельной налоговой декларации (пункт 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Этой же нормой предусмотрено, что такие вычеты производятся только на основании отдельной декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт как объект обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов и налоговые вычеты, относящиеся к операциям по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, учитываются отдельно от налоговой базы, возникшей у налогоплательщика при реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной с этой базы, и суммы налоговых вычетов, относящейся к этой базе.

На это прямо указано в пункте 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации
(за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма же налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет и исполняет налоговые обязательства по декларации по внутреннему рынку и по декларации по экспортным операциям.

Это правило имеет существенное значение, поскольку при одновременном представлении деклараций за один и тот же налоговый период по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку, согласно которой налогоплательщик должен уплатить в бюджет определенную сумму налога, и по экспортным операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, по которой налогоплательщику подлежит возмещению из бюджета определенная сумма налога, уплаченного поставщикам, зачет суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета по декларации по экспортным операциям, в счет уплаты налога по декларации по внутреннему рынку может быть осуществлен только по решению налогового органа (абзац третий пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как указано в абзаце втором пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые
предусмотрены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налоговых вычетов по экспортным операциям подлежат возмещению на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или)
иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Из положений приведенных норм следует, что зачет или возврат сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета согласно декларациям налогоплательщика по экспортным операциям, которые фактически являются суммами налоговых вычетов, осуществляются только по решению налогового органа, которое должно быть принято в установленные пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации сроки.

Следовательно, суммы налоговых вычетов, указанные в декларации по экспортным операциям, не могут засчитываться налогоплательщиком как уплаченные при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за этот же налоговый период по декларации по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку, поскольку в момент подачи декларации по экспортным операциям решение налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на возмещение суммы налоговых вычетов еще не принято и срок, установленный пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации для его принятия, не истек.

Аналогичная позиция высказана в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.04 N 3521/04.

Таким образом, решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение, поскольку, как видно из расчетов налоговой инспекции (лист дела 54) и пояснений сторон, данных в суде кассационной инстанции, в требование, кроме суммы недоимки по налоговой декларации за май 2004 года с учетом переплаты за апрель 2004 года (4403228 рублей - 1514196 рублей = 2889032 рубля), включены иные суммы недоимок на общую сумму 825256 рублей (3714288 рублей - 2889032 рубля).

Судом не проверена правомерность включения указанной суммы в требование.

Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда, не соответствуют установленным по делу
фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

При новом рассмотрении суду следует исследовать обоснованность включения в требование об уплате налога 825256 рублей и вынести решение с учетом изложенной выше позиции суда.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.04 по делу N А56-24903/04 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

ШЕВЧЕНКО А.В.