Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2005 N А56-18856/04 С 1 января 1999 года филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2005 года Дело N А56-18856/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В. и Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Гусевой А.Н. (доверенность от 30.12.04 N 11/3-182), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Руденко М.В. (доверенность от 16.02.04 N 03-06/1560), рассмотрев 11.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение от 18.06.04 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 07.10.04 (судьи
Бойко А.Е., Исаева И.А., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18856/04,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 06.02.04 N 829.

Решением суда от 18.06.04 заявленные ОАО “РЖД“ требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.10.04 решение суда от 18.06.04 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 18.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.04. Податель жалобы считает, что поскольку Мгинская дистанция электроснабжения состоит на налоговом учете в качестве филиала (представительства) федерального государственного унитарного предприятия “Октябрьская железная дорога МПС РФ“, а “филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства“, то обжалуемое решение Инспекции от 06.02.04 N 829 о взыскании налога за счет денежных средств филиала на счетах в банках вынесено в полном соответствии с положениями налогового законодательства.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель ОАО “РЖД“, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.

Законность решения от 18.06.04 и постановления апелляционной инстанции от 07.10.04 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Инспекция направила в адрес Мгинской дистанции электроснабжения (далее - Дистанция) требование об уплате налога от 13.12.03 N 6912.

Дистанция добровольно требование Инспекции не исполнила, в связи с чем
налоговый орган принял решение от 06.02.04 N 829 о взыскании 35073 руб. налога за счет денежных средств структурного подразделения на счетах в банках.

ОАО “РЖД“ не согласилось с названным решением налогового органа, вынесенным в отношении его структурного подразделения, и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, указали, что принудительное взыскание неуплаченных налогов, сборов и пеней может быть произведено только за счет средств юридического лица - ОАО “РЖД“.

Кассационная инстанция считает вывод судов правильным.

Статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном названным Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно определению понятия “организация“, содержащемуся в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме
налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Из пункта 2 названной статьи следует, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Таким образом, налоговый орган вправе вынести решение о принудительном взыскании пеней за несвоевременную уплату налога только в отношении налогоплательщика или налогового агента.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ с 01.01.99 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

В данном случае Дистанция статусом юридического лица не обладает, является структурным подразделением Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“, что не оспаривается налоговым органом.

Согласно
пункту 2 статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.

Из материалов дела видно, что оспариваемое решение о взыскании соответствующей суммы за счет денежных средств, а также требование об уплате налога N 6912 вынесены налоговым органом в отношении обособленного подразделения. При этом Инспекция не доказала, что руководитель Дистанции является представителем ОАО “РЖД“ в отношениях с налоговыми органами.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о неправомерности вынесенного налоговым органом решения о взыскании налога за счет средств обособленного подразделения.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 18.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.04 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18856/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ЛОМАКИН С.А.