Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2006, 27.06.2006 N 09АП-3212/06-АК по делу N А40-82760/05-92-729 Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта антимонопольного органа оставлено без изменения, т.к. материалами дела подтверждается факт злоупотребления заявителем доминирующим положением на рынке.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

22 июня 2006 г. Дело N 09АП-3212/06-АК27 июня 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2006 г.

Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2006 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ц., судей - П., К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2006 по делу N А40-82760/05-92-729 судьи У., по заявлению МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ к УФАС по г. Москве и МО об оспаривании решения и
предписания от 30.06.2005, при участии: от заявителя - не явился, извещен; от ответчика - Ж., доверенность N 3-08 от 10.01.2006, уд-ние N 002150 от 17.10.2005,

УСТАНОВИЛ:

МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ (далее - МУП “ККП“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 30.06.2005 по делу N 7-5/2005 в части злоупотребления МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ доминирующим положением, а также нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования и необоснованного требования передачи финансовых средств при расчетах за услуги по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), обязательного применения в расчетах за услуги по вывозу ТБО тарифа, установленного постановлением Главы Озерского района Московской области и взыскания в федеральный бюджет суммы 214639 руб.

Арбитражный суд г. Москвы решением от 14.02.2006 отказал в удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме. При этом суд исходил из того, что оспариваемые решение и предписание соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование своей позиции указывает, что МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ является монополистом только в области захоронения ТБО, а не их вывоза.

Отзыв на
апелляционную жалобу ответчиком не представлен.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в силу доводов, указанных в письменных пояснениях. Сослался на то, что внешний управляющий МУП “ККП“ при установлении тарифов по вывозу и захоронению ТБО вышел за пределы своей компетенции, так как утверждение по вывозу и размещению ТБО входит в компетенцию Главы Озерского района МО. Полагает, что заявитель занимает доминирующее положение на рынке услуг по вывозу и размещению ТБО на территории Озерского района МО.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, решением от 30.06.2005 по делу N 7-5/2005 Управление ФАС России по Москве и Московской области признало МУП “ККП“ нарушившим пункт 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, ущемлении интересов ЗАО “Кондитерский комбинат “Озерский сувенир“, а также нарушении установленного порядка ценообразования и необоснованного требования передачи финансовых средств при расчетах
за услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов с ЗАО “Кондитерский комбинат “Озерский сувенир“.

На основании указанного решения в отношении МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ было вынесено предписание Управления ФАС России по Москве и Московской области от 30.06.2005 N 7-5/2005 в отношении МУП “ККП“, в котором предписано в срок до 01.08.2005 прекратить нарушение пункта 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке соответствующего товара в части нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, необоснованного требования передачи финансовых средств, для чего применять в расчетах с ЗАО “Кондитерский комбинат “Озерский сувенир“ за услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов тариф, установленный постановлением Главы Озерского района Московской области, и перечислить в федеральный бюджет доход, полученный за период 2004 - 2005 годы в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 430218 руб.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам заявителя, изложенным в заявлении об оспаривании указанных решения и предписания УФАС России по г. Москве и Московской области. К тому же, аналогичные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводов суда.

Суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения правильно признал несостоятельным довод заявителя о том, что он не является монополистом
в области вывоза твердых бытовых отходов.

Достоверно установлено, что МУП “ККП“ создано в соответствии с постановлением Главы Администрации Озерского района Московской области от 14.09.1992 N 474 и является правопреемником Муниципального предприятия “Комбинат коммунальных предприятий“.

МУП “ККП“ осуществляет деятельность по оказанию коммунально-бытовых и других услуг, в частности по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на основании соответствующих договоров с предприятиями, расположенными на территории Озерского района Московской области.

Доминирующее положение МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ было установлено антимонопольным органом в результате надлежащего анализа состояния рынка услуг в области вывоза и размещения твердых бытовых отходов, что отражено в решении ФАС России.

Как установлено апелляционным судом на основании материалов дела, кроме МУП “ККП“ других организаций, оказывающих услуги по вывозу и размещению ТБО, на территории Озерского района Московской области не имеется.

К тому же, данное обстоятельство подтверждается письмом ИФНС по г. Озеры Московской области от 03.03.2005 N 0498, согласно которому МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ является единственной организацией по вывозу и размещению ТБО (код 90.00.2) на территории Озерского района Московской области.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о доминирующем положении заявителя на рынке услуг по вывозу ТБО, является законным и обоснованным.

Как усматривается из материалов дела, в связи с признанием банкротства МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ определением Арбитражного суда Московской области от 06.07.2004 по делу
N А41-К2-3171/04 в отношении МУП “ККП“ введено внешнее управление сроком на 12 месяцев до 06.07.2005.

Что касается ссылки заявителя на неправильное применение судом первой инстанции нормативных правовых актов, то она является несостоятельной и не может являться основанием к отмене решения суда первой инстанции.

Согласно ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги) осуществляют органы местного самоуправления

В соответствии с данным Федеральным законом, Главой Озерского района МО в постановлении от 06.01.2004 N 1 “Об утверждении тарифов на вывоз и размещение ТБО на объектах размещения отходов“ установлен тариф на вывоз и размещение твердых бытовых отходов для прочих потребителей в размере 162,5 руб. за куб. м. Постановлением Главы Озерского района МО от 23.12.2004 N 129 тариф для данной категории потребителей был изменен и составил 191,48 руб. за куб. м.

Как усматривается из материалов дела и установлено в суде апелляционной инстанции, МУП “ККП“ и ЗАО “Кондитерский комбинат “Озерский сувенир“ заключен договор N 43 от 12.02.2003 на захоронение твердых бытовых и промышленных отходов.

Оплата за вывоз и размещение ТБО производилась по тарифу, установленному приказом внешнего управляющего МУП “ККП“ от 10.08.2004 N 12/Вн
“О тарифах на услуги по вывозу и размещению ТБО прочим потребителям“ и введенному в действие с 01.09.2004, который составил 323,6 руб. за кубический метр.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 N 127-ФЗ, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, права собственника при этом прекращаются. Полномочия руководителя предприятия переходят к внешнему управляющему должника. Однако установление тарифов на услуги по вывозу и размещению ТБО не входит в компетенцию внешнего управляющего МУП “ККП“.

Согласно положениям ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, регулирование цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий не отнесено к полномочиям собственника имущества.

Вопрос об утверждении тарифов на услуги по вывозу и размещению ТБО (код - 90.00.2), согласно с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, входит в компетенцию Главы Администрации Озерского района Московской области. Поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу о превышении внешним управляющим при издании приказа от 10.08.2004 N 12/Вн “О тарифах на услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов прочим потребителям“ предоставленных ему полномочий.

Таким образом, вывод Комиссии Управления ФАС России по Москве и МО о признании МУП “ККП“ нарушившим п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках“ в части злоупотребления доминирующим положением на рынке, выразившемся в ущемлении интересов ЗАО “Кондитерский комбинат “Озерский сувенир“ путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования также является правомерным и обоснованным.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения и не могут служить основанием для его отмены.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы МУП “ККП“ отсутствуют.

Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2006 по делу N А40-82760/05-92-729 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.