Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2005 N Ф04-8707/2005(17537-А27-3) Заявление о взыскании штрафа удовлетворено, поскольку установлен факт отказа налогоплательщика от представления запрашиваемых налоговым органом документов в установленные сроки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2005 года Дело N Ф04-8707/2005(17537-А27-3)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области на решение от 12.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 19.09.2005 по делу N А27-16821/05-2 по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области к открытому акционерному обществу “Шахта Чертинская“ о взыскании налоговых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области (далее - Инспекция ФНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к
открытому акционерному обществу “Шахта Чертинская“ (далее - ОАО “Шахта Чертинская“) о взыскании на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ 950 руб. штрафа.

Решением от 12.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области налоговому органу отказано в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на необоснованность истребования им у налогоплательщика всех первичных документов при отсутствии расхождений в заполнении строк налоговой декларации.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2005 решение суда изменено, с ОАО “Шахта Чертинская“ взыскано 100 руб. налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований Инспекции ФНС РФ отказано.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить полностью, а постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных ею требований и принять новое решение о взыскании с ОАО “Шахта Чертинская“ суммы штрафа в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу ОАО “Шахта Чертинская“ не представлен.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки налоговых деклараций по НДС за октябрь и ноябрь 2004 года Инспекцией ФНС РФ в адрес ОАО “Шахта Чертинская“ были направлены требования от 29.12.2004 N 1882 и N 1885 о предоставлении документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога по представленным налоговым декларациям.

Согласно данным требованиям, ему было предложено в срок не позднее 5
дней с момента получения требования представить копии следующих документов: инвентарных карточек приобретенных основных средств и актов ввода их в эксплуатацию; документов, подтверждающих оплату приобретенных основных средств и нематериальных активов, других товаров и услуг; книги “Журнал-главная“ в разрезе субсчетов 01, 08, 19, 68, 51, 58, 60, 62, 76, 90, 91; журналов-ордеров N 6 и N 11; книг продаж и книг покупок с приложением счетов-фактур; ведомостей начисления квартплаты.

ОАО “Шахта Чертинская“ выполнило данные требования частично, представив копии книги “Журнал-главная“ в разрезе субсчетов и журналов-ордеров N 6, N 11. В связи с этим Инспекцией ФНС РФ вынесено решение N 249 от 31.01.2005 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 950 руб.

На основании названного решения, налогоплательщику было выставлено требование N 567 от 01.02.2005 об уплате налоговой санкции. Неисполнение ОАО “Шахта Чертинская“ указанного требования в установленный в нем срок до 11.02.2005 в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в судебном порядке.

Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Инспекции ФНС РФ частично, апелляционная инстанция Арбитражного суда Кемеровской области исходила из правомерности требования о предоставлении книги продаж и книги покупок, поскольку в них содержатся систематизированные данные о выставленных счетах-фактурах, на основании которых налоговый орган может проверить правильность исчисления налогоплательщиком НДС, а также обоснованность предъявления налоговых вычетов.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления
и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Таким образом, задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов.

При проведении камеральной или выездной проверки налоговый орган в силу абзаца 4 названной статьи вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно статье 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

При этом анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что право налогового органа на истребование документов не ограничено ни характером проводимой проверки, ни обнаружением в представленной декларации ошибок, а лишь их необходимостью для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога. Объемы запрашиваемых документов и их перечень законом также не установлены.

В компетенцию суда не входит определение объемов и количества требуемых для проведения налоговым органом проверки сведений и документов.

Данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика, установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Предусмотренное указанными выше нормами право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью подтверждения положений налоговой декларации, принятия соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы и возмещения налога из бюджета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо
“подпункта 1“ имеется в виду “подпунктов 1, 2“.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также перепродажи.

Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ установлено, что данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, право налогоплательщика на применение налоговых вычетов обусловлено необходимостью их документального подтверждения. При этом обязанность по доказыванию правомерности заявленных налоговых вычетов лежит на налогоплательщике.

На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает, что перечисленные в требованиях от 29.12.2004 N 1882 и N 1885 документы были необходимы для проведения проверки деятельности налогоплательщика, связанной с исчислением НДС по налоговым декларациям за октябрь, ноябрь 2004 года, как подтверждающие правомерность заявленных ОАО “Шахта Чертинская“ налоговых вычетов.

По каким именно счетам-фактурам учтен НДС при определении размера налогового вычета, какие именно документы приняты им в подтверждение оплаты сумм налога и учтены при составлении налоговой декларации, известно только налогоплательщику. Соответственно, у Инспекции ФНС РФ не имелось возможности четко указать количество и реквизиты запрашиваемых документов, так как налоговый орган не обладал и не мог обладать данной информацией.

В связи с этим довод налогоплательщика о том, что в требованиях о предоставлении документов отсутствует определенность в отношении запрашиваемых у налогоплательщика документов, является необоснованным. Кроме того, штраф наложен в минимальном размере.

Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в
установленные сроки в соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требований Инспекции ФНС РФ в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело по первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 2 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 19.09.2005 по делу N А27-16821/05-2 в части отказа межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области в удовлетворении требований о взыскании с открытого акционерного общества “Шахта Чертинская“ на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ 850 руб. штрафа отменить.

Принять в этой части новое решение. Взыскать с открытого акционерного общества “Шахта Чертинская“ в доход соответствующего бюджета 850 (восемьсот пятьдесят) рублей штрафа. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Кемеровской области.

В остальной части постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 19.09.2005 по делу N А27-16821/05-2 оставить без изменения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Шахта Чертинская“ в доход федерального бюджета
государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) рублей. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Кемеровской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.