Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2006, 27.06.2006 по делу N А40-9751/06-2-24 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия государственного органа, выразившегося в отказе в передаче заявителю в оперативное управление объекта недвижимости и обязании государственного органа передать спорный объект в оперативное управление истцу, т.к. истец пользуется спорным объектом недвижимости на основании договора аренды.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 июня 2006 г. Дело N А40-9751/06-2-2427 июня 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 21 июня 2006 г.

Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2006 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе: председательствующего М., судей: единолично, с участием от заявителя: К.В. - дов. б/н от 19.12.05; от ответчика: К.А. - дов. N ВН-08/9236 от 21.04.06; от Роскультуры: Г. - дов. б/н от 30.12.05; от ФГУЭП “ВПК-Сервис“: М. - дов. МС-182-Д от 11.04.06, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев дело по заявлению ФГНИУ “Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева“ к ответчику: Росимущество, 3-и
лица: Роскультура, ФГУЭП “ВПК-Сервис“, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФГНИУ “Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева“ (далее - Институт наследия) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие государственного органа - Росимущества - выражающегося в отказе от передачи в оперативное управление Институту наследия занимаемого им здания по адресу: ул. Космонавтов, 2, г. Москва, 129366 и обязать Росимущество передать Институту наследия в оперативное управление занимаемое им здание по адресу: ул. Космонавтов, 2, г. Москва.

В обоснование заявленных требований Институт наследия ссылается на следующие обстоятельства:

Институт наследия образован в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.04.1992 N 241 и Приказом Министерства культуры и туризма России от 17.04.1992 N 4 на базе Центрального института повышения квалификации руководящих и творческих работников культуры и Научно-методического совета по охране памятников истории и культуры. В соответствии с вышеуказанными Постановлением Правительства РФ от 13.04.1992 N 241 и Приказом Министерства культуры и туризма России от 17.04.1992 N 4 в июле 1992 года Центральным институтом повышения квалификации руководящих и творческих работников культуры Институту наследия было передано здание по адресу г. Москва, ул. Космонавтов, 2 (далее - здание) по акту, утвержденному заместителем Министра культуры России.

02.02.1993 Министерство культуры Российской Федерации письмом N 68-01-45/2-23 по просьбе Института наследия обратилось
в Госкомимущество России с просьбой об оформлении занимаемого Институтом наследия здания в оперативное управление.

Госкомимущество РФ издает Распоряжение от 27.05.1993 N 912р, в котором Институту наследия было предложено передать занимаемое Институтом наследия здание на баланс Госкомимущества РФ, а последнему заключить с Институтом наследия договор аренды здания.

Передача федеральному государственному учреждению занимаемого им недвижимого имущества в аренду никогда не предусматривалась ни ранее действовавшим, начиная с 1992 года, законодательством Российской Федерации, ни нынешним. Несмотря на это, Институт наследия, как законопослушное юридическое лицо 21 июня 1993 года передал здание на баланс Госкомимуществу РФ по акту.

21 июня 1993 года Институтом наследия и Госкомимуществом РФ был заключен договор аренды здания N 227 в редакции от 08.12.1994 N 12/396 со сроком аренды до 01.07.2018.

В 2003 году Институт наследия возобновил свои попытки добиться прямо предусмотренного действующим законодательством права оперативного управления на занимаемое им здание. 11.08.2003 Министерство культуры Российской Федерации письмом N 3282-01-45 по просьбе Института наследия обратилось в Госкомимущество России с просьбой о закреплении занимаемого Институтом наследия здания в оперативное управление. В августе 2003 года Институтом наследия было получено письмо от 07.08.2003 N 327 от Федерального государственного унитарного эксплуатационного предприятия “ВПК-СЕРВИС“ Минимущества РФ (далее - ВПК-Сервис) с сообщением о передаче здания Минимуществом РФ в хозяйственное ведение ВПК-Сервис на основании
Распоряжения Минимущества РФ от 07.07.2003 N 3029-р.

В течение всего периода нахождения в здании Институт наследия самостоятельно успешно справлялся с его эксплуатацией: заключал с соответствующими организациями договоры и контролировал исполнение ими договоров на коммунальное обслуживание, связь, уборку прилегающей территории.

ВПК-Сервис письмами в адрес Института наследия от 22.12.2003 N 542 и от 11.10.2004 N 427 предложил Институту наследия осуществление меньших по объему услуг (техническая эксплуатация здания) за плату, во много раз превышающую вышеуказанную.

Работники ВПК-Сервис в течение 2003 - 2005 годов неоднократно посещали здание Института наследия с требованиями заключения договора технической эксплуатации и с угрозами “выселения“ Института наследия из занимаемого здания.

В настоящее время Росимущество настаивает на заключении с Институтом наследия договора аренды здания с ликвидируемым ВПК-Сервисом.

За весь период взаимоотношений с Росимуществом и его правопредшественниками Институт наследия всегда быстро, точно, в срок и в полном объеме предоставлял Росимуществу любую запрашиваемую информацию, вместе с тем не получил ни одного ответа на свои обращения.

Последнее такое обращение Институт наследия адресовал Росимуществу 06 февраля 2006 года и на него, как и на десятки предыдущих обращений Институт наследия не получил ответа.

Институт наследия считает бездействие государственного органа - Росимущества - выражающегося в отказе от передачи в оперативное управление Институту наследия занимаемого им в течение 14 лет здания по адресу: ул. Космонавтов,
2, г. Москва, 129366, незаконным, не соответствующим п. 1 ст. 299 ГК РФ, прямо противоречащим части 2 пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1996 N 1010 с изменениями, части 2 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 “О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий“ и частям 1 и 2 пункта 1.1 Положения о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование, утвержденного Распоряжением Мингосимущества России от 23.03.1998 N 252-р и нарушающим права и законные интересы истца в его экономической деятельности, создающим препятствия для ее осуществления.

Росимущество по заявлению возражает, ссылаясь на то, что в соответствии с договором от 21 июня 1993 г. N 227 (далее - договор), заключенным между Госкомимуществом России и Институтом наследия, здание, расположенное по указанному адресу, было передано в аренду Институту, с целью использования его для размещения сотрудников института, научных, научно-производственных, технических и обслуживающих подразделений, а также специализированного общежития гостиничного типа, предназначенного для временного проживания специалистов, командированных для работы в институте и на других предприятиях Министерства культуры Российской Федерации в Российской Академии наук. Согласно дополнительному соглашению от 21 июня 1993 г. N 12/396 срок действия договора определен до
01 июля 2018 г.

В результате проведенной 29 апреля 2005 г. проверки эффективности использования по назначению и сохранности федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Космонавтов, д. 2, Росимуществом установлено, что в здании проживают лица, не имеющие отношения к деятельности института, а также к организациям культуры и науки. Помещения сдаются в субаренду без согласия собственника. Часть помещений, отнесенных к жилищному фонду, оборудовано для использования под офис. Плата за пользование помещениями по договору аренды в федеральный бюджет не поступает. Часть здания отнесена к жилым помещениям, их общая площадь составляет около 2900 квадратных метров. В указанных помещениях расположено общежитие гостиничного типа.

С учетом того, что Росимуществом были выявлены нарушения использования федерального имущества со стороны института, а также, поскольку несколько этажей здания отнесены к жилым помещениям в пользование института возможна передача части помещений, необходимых для обеспечения его нормальной деятельности. Поскольку содержание здания в нормальном состоянии требует значительных расходов, Росимущество считает целесообразным закрепление указанного здания за профессиональной государственной эксплуатирующей организации - ФГУПом, подведомственным Росимуществу.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске заявителем срока подачи заявления, установленного ст. 198 АПК РФ.

Третье лицо - Роскультура полностью поддерживает требования Института наследия, просит заявление удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо - ФГУЭП “ВПК-Сервис“ по заявлению возражает, указывает на то, что процесс
ликвидации ФГУЭП не завершен в настоящее время, оснований для передачи помещения в оперативное управление не имеется.

В отношении заявления ответчика о применении срока, установленного ст. 198 АПК РФ, заявитель пояснил, что по его мнению срок подачи заявления не пропущен. Срок следует исчислять с февраля 2006 года, то есть с момента когда в Росимущество было направлено письмо об оформлении права.

Ответчик предлагает исчислять срок подачи заявления с 2003 года, с момента, когда Институту наследия стало известно о принятии Распоряжения N 309-р от 07.07.03.

Судом признано заявление Росимущества, о пропуске 3-месячного срока подачи в арбитражный суд заявления необоснованным, не подлежащим удовлетворению, согласно представленным истцом документам, срок на подачу заявления не пропущен.

Выслушав представителей сторон, 3-х лиц, рассмотрев представленные документы, арбитражный суд установил, что требования заявителя являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права
собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Распоряжением Минимущества РФ N 3029-р от 07.07.03 в соответствии со ст. ст. 125, 214, 299 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 03.06.02 N 377 “Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации“ по согласованию с Федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием “ВПК-Сервис“ Минимущества РФ (далее - ФГУЭП “ВПК-Сервис“) установлено: закрепить имущество за ФГУЭП “ВПК-Сервис“ на праве хозяйственного ведения, установить, что право хозяйственного ведения по отношению к имуществу возникает у ФГУЭП “ВПК-Сервис“ с момента его передачи по акту приемки-передачи.

Указанное распоряжение является действующим, не признано в судебном порядке недействительным, не отменено Минимуществом РФ (в настоящее время Росимущество РФ).

Доказательств завершения ликвидации ФГУЭП “ВПК-Сервис“ заявителем, на день рассмотрения спора, не представлено. Сведения об исключении ФГУЭП “ВПК-Сервис“ из госреестра отсутствуют.

Помещения на которые претендует Институт наследия в настоящее время обременены обязательствами со стороны ФГУЭП “ВПК-Сервис“, что подтверждается: Распоряжением Минимущества РФ от 07.07.03 N 3029-р, свидетельствами о госрегистрации права хозяйственного ведения за ФГУЭП “ВПК-Сервис“ от 18.10.04, 18.03.04.

Право ФГУЭП “ВПК-Сервис“ на помещения по адресу: г. Москва, ул. Космонавтов, д. 2 в установленном законом порядке также не оспорено заявителем.

Доказательств прекращения права хозяйственного ведения у ФГУЭП “ВПК-Сервис“ согласно ч. 3 ст. 299 ГК РФ суду не
представлено.

Кроме того, в соответствии с договором от 21 июня 1993 г. N 227 (далее - договор), заключенным между Госкомимуществом России и Институтом наследия, здание, расположенное по указанному адресу, было передано в аренду Институту, с целью использования его для размещения сотрудников института, научных, научно-производственных, технических и обслуживающих подразделений, а также специализированного общежития гостиничного типа, предназначенного для временного проживания специалистов, командированных для работы в Институте и на других предприятиях Министерства культуры Российской Федерации в Российской академии наук. Согласно дополнительному соглашению от 21 июня 1993 г. N 12/396 срок действия договора определен до 01 июля 2018 г.

Указанный договор действует. На основании договора N 227 от 21.06.93 Институт наследия владеет, пользуется объектом недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Космонавтов, 2 (отдельно стоящее здание). Использование объекта недвижимости по указанному адресу подтверждается актом проверки использования федерального имущества от 20.07.05.

Данное обстоятельство не отрицалось в судебном заседании 21.06.06 представителями сторон.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их
права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу действия ч. 1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Суд учитывая наличие не оспоренного права собственности ФГУЭП “ВПК-Сервис“, отсутствие сведений об окончании ликвидации указанного 3-го лица, а также наличие договора аренды N 227 от 21.06.93, сроком действия до 01.07.2018 года, признает доводы Института наследия необоснованными, неправомерными, не соответствующими нормам гражданского законодательства РФ, в частности ст. ст. 8, 12, 209, 235, 299 ГК РФ.

На день рассмотрения настоящего спора у Росимущества, при указанных обстоятельствах, не имеется правовых оснований для передачи занимаемого Институтом наследия, в оперативное управление заявителю.

Доводы заявителя о повышении расходов на коммунальное обслуживание, ремонт здания, вывоз мусора и других услуг, а также незаконное проведение проверки по использованию арендуемого помещения признаются судом несостоятельными в рамках рассмотрения спора о незаконном бездействии ответчика. Перечисленные обстоятельства не являются основанием для признания незаконным бездействия органа, выразившегося в отказе оформления права оперативного управления.

Расходы по государственной пошлине, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя.

На основании ст. ст. 8, 12, 209, 235, 299 Гражданского кодекса РФ и руководствуясь ст. ст. 65, 71, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать ФГНИУ “РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева“ в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Росимущества, выразившегося в отказе от передачи в оперативное управление Институту наследия занимаемого им здания по адресу: г. Москва, ул. Космонавтов, 2 и обязании Росимущество передать Институту наследия занимаемое им здание по вышеуказанному адресу.

Расходы по госпошлине возложить на заявителя.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.