Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2005 N Ф04-8493/2005(17272-А81-29) по делу N А81-822/05 Авиакомпания, имеющая в своем составе профессиональные аварийно-спасательные формирования, вправе воспользоваться льготой по уплате налога на пользователей автомобильных дорог. Указанное право не зависит от регистрации названных служб.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2005 г. N Ф04-8493/2005(17272-А81-29)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по ЯНАО г. Салехард на решение от 28.07.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 29.09.2005 по делу N А81-822/05 по заявлению открытого акционерного общества “Авиакомпания “ЮТэйр“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по ЯНАО г. Салехард о признании недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество “Авиакомпания “ЮТэйр“ (далее ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
России N 1 по ЯНАО г. Салехард о признании недействительным решения об отказе в возврате налога на пользователей автодорог за 2001 - 2002 годы в размере 3 390 938 рублей. Одновременно просит обязать налоговый орган возвратить указанную сумму.

Требования мотивированы тем, что согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ они имеют право на льготу, так как от уплаты налога освобождаются профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования. На основании статьи 90 Воздушного кодекса в обществе созданы и функционируют указанные аварийно-спасательные службы и формирования.

Решением от 28.07.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2005 требования удовлетворены в полном объеме. Принимая судебные акты, арбитражный суд исходил из того, что обществом обоснованно заявлено право на льготу, предусмотренную пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ поскольку в его структурных подразделениях созданы и действуют профессиональные аварийно-спасательные формирования и службы.

В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по ЯНАО г. Салехард просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Неправильно применены нормы материального права. Льгота по налогу на пользователей автодорог предоставляется только профессиональным аварийно-спасательным службам и формированиям, которые отсутствуют у общества. Отсутствие государственной регистрации аварийно-спасательных служб и формирований является основанием для отказа в применении льготы. В судебном заседании представитель поддержала доводы жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения. В
судебном заседании представитель поддержал доводы отзыва.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав пояснение представителей сторон, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“ 27.07.2004 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на пользователей автодорог за 2001-2002 годы, считая, что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на пользователей автодорог в Российской Федерации“ они имеют право на льготу.

Одновременно обществом были представлены уточненные налоговые декларации.

Письмом за N 05-09/16895 от 25.11.2004 налоговым органом отказано ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“ в возврате налога.

Основанием для отказа, как следует из письма, послужил факт отсутствия документов, подтверждающих регистрацию профессиональных аварийно-спасательных служб.

Не согласившись с отказом, изложенным в письме за N 05-09/16895 от 25.11.2004, общество обжаловало его в арбитражный суд и одновременно просило обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченный налог на пользователей автодорог в размере 3 390 938 рублей.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что обществом обоснованно заявлено право на льготу, предусмотренную пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ поскольку в его структурных подразделениях созданы и действуют профессиональные аварийно-спасательные формирования и службы.

Кассационная инстанция считает выводы арбитражного суда правильными.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, действовавшего в спорный период, от уплаты налога освобождаются профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Российской
Федерации “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“ от 22.08.1995 N 151 - ФЗ (далее Закон N 151-ФЗ), аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации N 151-ФЗ, аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования, на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Обязанность по проведению аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома предусмотрена статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что в составе общества в установленном законом порядке созданы как профессиональные, так и нештатные аварийно-спасательные формирования.

Следовательно, суд правомерно указал на то, что общество имеет право на льготу в связи с наличием в его составе штатных (профессиональных) аварийно-спасательных формирований.

Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не ставит право на льготу в зависимость от регистрации профессиональных аварийно-спасательных формирований.

Все аварийно-спасательные формирования ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“ прошли аттестацию в установленном порядке.

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые противоречия, сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, оспариваемые судебные акты приняты с учетом обстоятельств дела, с правильным применением норм права, поэтому подлежат оставлению без изменения.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.07.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 29.09.2005
по делу N А81-822/05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.