Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.11.2005 N Ф04-7947/2005(16618-А27-33) Сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей или направлена на уплату пеней только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика, а самостоятельно налоговый орган вправе произвести зачет лишь в том случае, если имеется недоимка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2005 года Дело N Ф04-7947/2005(16618-А27-33)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005 по делу N А27-6960/05-2 по заявлению открытого акционерного общества “Кузбассэнерго“, г. Кемерово, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о признании незаконным уведомления от 29.11.2004 N 20978,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Кузбассэнерго“ (далее - ОАО “Кузбассэнерго“, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с
заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции по проведению зачета переплаты по налогу на имущество в размере 9175,42 руб. в счет погашения пени по данному налогу.

Заявленные требования мотивированы тем, что поскольку зачет излишне уплаченных сумм налогов может быть произведен на основании заявления налогоплательщика, а в данном случае им не заявлялось о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пени по данному налогу, то действия налоговой инспекции по проведению указанного зачета неправомерны.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.05.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия налоговой инспекции по проведению зачета переплаты по налогу на имущество в размере 9175,42 руб. в счет погашения пени по данному налогу.

В кассационной жалобе налоговая инспекция считает вынесенные судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права. Считает, что налоговая инспекция действовала в рамках возложенных полномочий и в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Просит решение от 06.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области отменить, в удовлетворении заявленных ОАО “Кузбассэнерго“ требований отказать.

В отзыве на кассационную жалобу общество не согласно с доводами, изложенными в жалобе, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, по основаниям, изложенным в отзыве. Просит оставить решение от 06.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005 без изменения, кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив
правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что ОАО “Кузбассэнерго“ 29.10.2004 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 70-109/6997-20 о зачете переплаты по налогу на имущество за 2003 год в счет налога на имущество за 2004 год.

Уведомлением о произведенном зачете от 29.11.2004 N 20978 налоговая инспекция известила общество о том, что сумма переплаты по налогу на имущество за 2003 год в размере 9175,42 руб. зачтена в счет задолженности по пени по налогу на имущество за прошлый период.

Полагая, что действия налоговой инспекции нарушают его права как налогоплательщика, ОАО “Кузбассэнерго“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что в соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа в случае, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который направлена излишне уплаченная сумма налога.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление арбитражного суда, полагает, что, принимая оспариваемые судебные акты, суд обоснованно исходил из того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата или зачета излишне уплаченной налогоплательщиком суммы налога, сбора, пени.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата или зачета излишне уплаченной налогоплательщиком суммы налога, сбора, пени.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового
органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговый орган в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе производить зачет только при наличии недоимки по налогам.

Из совокупности приведенных норм следует, что сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей и направлена на уплату пеней только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика. Самостоятельно налоговые органы вправе производить зачет при наличии недоимки.

Судом установлено и из материалов дела следует, что налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ОАО “Кузбассэнерго“ обращалось с заявлением о направлении излишне уплаченного налога на имущество на погашение задолженности по пеням, в связи с чем у налоговой инспекции не было права самостоятельно осуществлять такой зачет.

Судом правомерно отклонены доводы налоговой инспекции о праве налогового органа произвести самостоятельно зачет в отношении задолженности по пеням со ссылкой на пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации как не имеющие отношения к рассматриваемому делу.

В соответствии с указанной нормой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Из материалов дела следует, что налогоплательщиком было подано заявление именно о зачете суммы переплаты по налогу на имущество. С заявлением о возвращении из бюджета излишне уплаченных сумм налогоплательщик не обращался.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о том, что действия налоговой инспекции, выразившиеся в проведении зачета переплаты по налогу в погашение задолженности по пени, не
соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку зачет проведен в уплату недоимки по пеням, которые налогами не являются.

Суд кассационной инстанции считает, что суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005 по делу N А27-6960/05-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.