Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2005 N Ф04-7756/2005(16429-А46-23) Арбитражный суд сделал правильный вывод о неправомерном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и начислении ему налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2005 года Дело N Ф04-7756/2005(16429-А46-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска на решение от 12.05.2005 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 по делу N 25-1528/04 по заявлению предпринимателя Ф.И.О. к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Кропотова Л.В. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска,
реорганизованной в инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - инспекция), о признании недействительным решения N 02-02-41/12086 от 30.09.2004 о взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 166896 руб., пени в сумме 75981 руб. 8 коп. и штрафа в сумме 33379 руб. 20 коп., а также единого социального налога в сумме 105666 руб. 40 коп., пени в сумме 41690 руб. 26 коп. и штрафа в сумме 21133 руб. 28 коп.

Решением суда первой инстанции от 12.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2005, требования предпринимателя Кропотовой Л.В. удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты.

По мнению налогового органа, представленные предпринимателем Кропотовой Л.В. первичные документы не подтверждают понесенные ей в проверяемом периоде затраты, поскольку из них не следует, что расходы были произведены именно Кропотовой Л.В. и они непосредственно связаны с ее доходами.

Инспекция считает, что указанные документы не могут быть признаны арбитражным судом за достоверные доказательства, поскольку не были исследованы налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, инспекция указывает на то обстоятельство, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О положения Закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ, в соответствии с которым изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть не ранее чем с 01.02.2002.

На основании изложенного инспекция полагает, что по результатам выездной налоговой проверки сделала правильный вывод о занижении предпринимателем Кропотовой Л.В. налогооблагаемой базы по единому социальному
налогу за 2001 и 2002 годы.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Кропотова Л.В., соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель предпринимателя Кропотовой Л.В. поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 49 от 26.08.2004 и принято решение N 02-02-41/12086 от 30.09.2004 о привлечении предпринимателя Кропотовой Л.В. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 33379 руб. 20 коп. за неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2001 год и штрафа в сумме 21133 руб. 28 коп. за неполную уплату единого социального налога за 2001 и 2002 годы. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 166896 руб. и пени в сумме 75981 руб. 8 коп., а также единый социальный налог в сумме 105666 руб. 40 коп. и пени в сумме 41690 руб. 26 коп.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о занижении предпринимателем Кропотовой Л.В. в проверяемом периоде налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу на сумму необоснованных затрат, произведенных ей от предпринимательской деятельности.

Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что на
основании агентского договора N 11 от 02.04.2001 ООО “Компаньон-Медиа“ от своего имени, но по поручению и за счет предпринимателя Кропотовой Л.В. совершало реализацию рекламных услуг.

Согласно акту встречной проверки N 70 от 21.06.2003, ООО “Компаньон-Медиа“ за оказанные предпринимателю Кропотовой Л.В. услуги получало от нее вознаграждение.

Представленные на обозрение суда отчеты, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные документы подтверждают, что связанные с оказанием услуг затраты были произведены ООО “Компаньон-Медиа“ за счет предпринимателя Кропотовой Л.В.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой “Налог на прибыль организаций“.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С учетом названных норм налогового законодательства, кассационная инстанция считает, что арбитражный суд сделал правильный вывод о неправомерном привлечении предпринимателя Кропотовой Л.В. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и начислении ей налога на доходы физических лиц и единого социального налога за
2001 год.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что при начислении предпринимателю Кропотовой Л.В. единого социального налога за 2002 год налоговый орган руководствовался Законом Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“, в соответствии с которым изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.04.2003 N 159-О, положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ подлежат применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, т.е. не ранее чем с 1 февраля 2002 года.

На основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.

Следовательно, арбитражный суд обоснованно указал о том, что положения Закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ распространяются на правоотношения, возникшие после 01.01.2003.

Поскольку в кассационной жалобе не содержится указаний на достоверные доказательства, опровергающие выводы арбитражного суда, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 25-1528/04 (А-858/05) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.