Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2005 N Ф04-7068/2005(15601-А27-13) Поскольку расходы организации связи, связанные с предоставлением ветеранам льгот, не были компенсированы из федерального бюджета в полном объеме, иск о взыскании этих убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов удовлетворен правомерно, при этом суд учел, что предоставление указанных льгот документально подтверждено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2005 года Дело N Ф04-7068/2005(15601-А27-13)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области г. Кемерово на решение от 10.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2005 по делу N А27-1404/05-3 по иску открытого акционерного общества (ОАО) “Сибирьтелеком“ в лице регионального филиала - “Новокузнецкий узел связи“ к Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Комитету по социальной политике г. Новокузнецк, третье лицо: Управление Федерального казначейства по Кемеровской области г. Кемерово,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Сибирьтелеком“ в лице регионального
филиала “Электросвязь“ “Новокузнецкий узел связи“ обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту социальной защиты населения администрации Кемеровской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Комитету по социальной политике г. Новокузнецк при участии третьего лица: Управления федерального казначейства по Кемеровской области о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи во исполнение Федерального закона “О ветеранах“, за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 в размере 446935 руб.

До принятия решения по существу истец уточнил заявленные требования. Просил взыскать убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Решением от 10.05.2005, с учетом определения об исправлении опечатки от 27.06.2005 (т. 4, л.д. 63), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2005, исковые требования удовлетворены частично. За счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ взыскано в пользу истца 372445 руб. 84 коп. В остальной части иска отказано.

Суд свое решение мотивировал тем, что истцом правомерно заявлены требования о возмещении расходов, понесенных при исполнении Федерального закона “О ветеранах“, за счет казны Российской Федерации, интересы которой представляет Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств.

Отказывая во взыскании НДС, включенного в сумму понесенных расходов по оказанным услугам, указал, что такие расходы не являются объектом налогообложения.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Кемеровской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Кемеровской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и принять новое решение.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, а именно: неправильно применены статьи 15,
16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158, 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 125, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса.

Ссылается на то, что в обжалуемом судебном акте изложены не все возражения и объяснения Министерства финансов РФ, имеющие существенное значение для дела, не указаны мотивы, по которым суд отклонил возражения и доводы ответчика.

Считает Министерство финансов РФ ненадлежащим ответчиком, полагает, что обязанность по обеспечению реализации льгот ветеранам возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерство труда и социального развития РФ, которое не воспользовалось предоставленными ему статьями 158, 184, 233, 257 Бюджетного кодекса РФ полномочиями для упорядочивания бюджетного процесса.

По мнению заявителя, незаконность действий (бездействия) органов государственной власти не доказана. Кроме того, организация по оказанию услуг связи должна документально доказать наличие убытков. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.

Заявитель оспаривает размер расходов, понесенных истцом, по причине расхождения номеров и дат представленных истцом счетов-фактур и указанных в актах сверок за аналогичный период.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, ОАО “Сибирьтелеком“ в лице регионального филиала “Электросвязь“ - “Новокузнецкий узел связи“ в период с 01.01.2003 по 01.01.2004 в соответствии со статьями 426, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Федерального закона “О связи“ оказывало услуги телефонной связи гражданам - абонентам, которым в силу статей 15, 22, 23 Федерального закона “О ветеранах“ предоставлены льготы в размере 50 процентов по оплате абонентской платы за пользование телефоном. Услуги
были предоставлены на общую сумму 545743 руб.

На основании заключенных договоров между ОАО “Сибирьтелеком“ и Комитетом по социальной политике г. Новокузнецк затраты, связанные с реализацией федеральных законов, частично возмещались на сумму 98808 руб.

Таким образом, у ОАО “Сибирьтелеком“ образовались непокрытые расходы в размере 446935 руб. О взыскании этих убытков истец и обратился в арбитражный суд с иском.

Принимая решение, суд исходил из того, что государством принимаются социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи с чем Федеральным законом “О ветеранах“ (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за пользование телефоном.

Согласно закону ОАО “Сибирьтелеком“ в период с 2003 по 2004 год оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло определенные расходы.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам в связи с пользованием телефоном, производятся за счет федерального бюджета.

Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона “О связи“ N 15-ФЗ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с данным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, возмещение недополученных предприятием доходов производится за счет средств федерального бюджета.

Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000.

Указанные
Правила определяют порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета на реализацию льгот ветеранам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - списками лиц, имеющих право на льготную оплату услуг, актами приема-сдачи оказанных услуг, счетами-фактурами и актами сверок.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральные законы “О ветеранах“ и “О связи“ не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Следовательно, вывод арбитражного суда об обоснованности исковых требований является правильным.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам, обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как с органа, выступающего от имени казны Российской Федерации, сумму 372445,84 руб. с учетом исключения из заявленного в иске размера расходов суммы НДС.

Доводы ответчика относительно допускаемых другими органами государственной власти нарушений не принимаются во внимание, поскольку не указывают на наличие элементов вины оператора связи
в понесенных им убытках, не лишают истца права на их возмещение и не освобождают Минфин РФ от исполнения принятых на себя финансовых обязательств.

Ссылки Минфина РФ на то, что он является ненадлежащим ответчиком, нельзя признать обоснованными, так как Федеральный закон “О ветеранах“ устанавливает, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, неправильного применения норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2005 по делу N А27-1404/05-3 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.