Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.2005 N Ф04-8435/2004(15793-А46-37), Ф04-8435/2004(15795-А46-37) Иск о признании недействительными решений о передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта открытого акционерного общества (ОАО) удовлетворен, т.к. предусмотренных законом оснований для прекращения права собственности ОАО на данные объекты, в том числе оснований для принудительного изъятия имущества не имеется, равно как и оснований для приобретения объектов в муниципальную собственность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 октября 2005 года Дело N Ф04-8435/2004(15793-А46-37) Ф04-8435/2004(15795-А46-37)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Омского городского Совета, Департамента недвижимости Администрации города Омска на решение от 01.04.2005 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2005 по делу N 25-111/04 по заявлению открытого акционерного общества Омского производственного объединения “Радиозавод им. А.С.Попова“ (РЕЛЕРО) города Омска к Омскому городскому Совету о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Омское производственное объединение “Радиозавод им. А.С.Попова“ (РЕЛЕРО) (далее - ОАО ОмПО “Радиозавод им. А.С.Попова“ (РЕЛЕРО), Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской
области с заявлением к Омскому городскому Совету о признании недействительным решения Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“, как не соответствующего действующему законодательству.

Заявленные требования мотивированы тем, что Омским городским Советом создаются препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, оно не соответствует статьям 130, 132 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 49, 124, 154, 160, 161, 209, 212, 213, 215, 218, 572, 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 6, 15, 19, 32 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьям 23, 41, 48 (п. 4), 49 (п. 2), 50 (п. 5), 53 Устава города Омска, статьям 53, 57, 58, 85 Регламента Омского городского Совета, утвержденных решениями Омского городского Совета N 20 от 18.01.95, N 34 от 05.04.95, нарушает права местного самоуправления на приобретение права муниципальной собственности на объекты недвижимости и движимого имущества в соответствии со статьями 1, 8, 124, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением от 27.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2004 Арбитражного суда Омской области, оспариваемое решение Омского городского Совета в редакции от 19.11.2003 признано недействительным, как нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и как принятое с нарушением закона и иных нормативных актов, а именно статей 8, 35 Конституции Российской Федерации, статей 1, 8, 209, части 1 и 2, 215, пункт 2, 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 53, 85 Регламента Омского городского Совета, статей 41, 48, пункт 4, 49, пункт 2,
50, пункт 5, Устава города Омска.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.12.2004 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить заявителю уточнить требования, представить суду оспариваемый ненормативный акт, устранить допущенные процессуальные нарушения, установить обстоятельства по делу, дать им надлежащую оценку, вынести решение в строгом соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и требованиями норм материального и процессуального права.

До принятия судом решения по существу дела заявитель уточнил заявленное требование и просил признать недействительными Решение Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ и решение Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ (в редакции Решения Омского городского Совета N 114 от 19.11.2003), как не соответствующие действующему законодательству и создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности Общества.

Решением от 01.04.2005 Арбитражного суда Омской области требования ОАО ОмПО “Радиозавод им. А.С.Попова“ (РЕЛЕРО) удовлетворены. Признано недействительными Решение Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ в редакции, действовавшей с 17.12.1997 по 19.11.2003, и решение Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ (в редакции решения Омского городского Совета N 114 от 19.11.2003), как противоречащие статье 35 Конституции Российской Федерации, статьям 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 48 Устава города Омска, статье 53 Регламента Омского городского Совета.

Постановлением апелляционной инстанции от
22.07.2005 решение суда первой инстанции от 01.04.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Омский городской Совет, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

В кассационной жалобе Департамент недвижимости Администрации г. Омска (далее - Департамент недвижимости), ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неприменение судом норм права, подлежащих применению, неправильное истолкование судом закона (об обязательности признания недействительности ничтожной сделки в судебном порядке), просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в полном объеме, в удовлетворении требования ОАО ОмПО “Радиозавод им. А.С.Попова“ (РЕЛЕРО) отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что 15.12.1997 в Омский городской Совет поступили подготовленные Департаментом недвижимости Администрации г. Омска проекты решений, в том числе “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта АООТ “РЕЛЕРО“ (письмо Главы местного самоуправления (Мэра) от 15.12.1997 N 02-22/3255).

В соответствии с указанным проектом предполагалось, что на основании решения Омского городского Совета от 05.04.1995 N 34 и решения совместного заседания Совета директоров АООТ “РЕЛЕРО“ N 22 от 26.11.1997 будет принято решение: принять безвозмездно в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения по прилагаемому перечню.

Указанный проект рассмотрен на заседании Омского городского Совета, и
принято решение N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“, и на основании решения Омского городского Совета N 34 от 05.04.1995 (имеющегося в материалах дела) решено: принять безвозмездно в муниципальную собственность от ОАО “РЕЛЕРО“ объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения по прилагаемому перечню, Департаменту недвижимости в установленном порядке оформить документы по приемке и использованию объектов соцкультбыта.

В приложении указаны имущественный комплекс детского сада N 254 со зданиями в г. Омске по ул. 20 Линия, 48 (укрупненная специализация - воспитание детей), имущественный комплекс детского сада N 370 со зданиями в г. Омске по ул. Иванишко, 24 (укрупненная специализация - воспитание детей), имущественный комплекс ремонтной базы жилищно-коммунального отдела в г. Омске по ул. 23 Линия (укрупненная специализация - эксплуатация жилищного фонда), имущественный комплекс продуктовой базы в г. Омске по ул. Универсальная, 7 (укрупненная специализация - хранение продуктов), имущественный комплекс профилактория “Восход“ с прилегающими зданиями и сооружениями в г. Омске по ул. 3-я Островская, 4 (укрупненная специализация - оздоровительная работа граждан).

Решение Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ опубликовано в официальном издании Омского городского Совета - Бюллетене Омского городского Совета N 6 за 1998 год.

Решением Омского городского Совета N 114 от 19.11.2003 “О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 17.12.1997 N 437 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ было установлено внести изменения в приложение к Решению Омского городского Совета от 17.12.97 N 437 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “Релеро“, заменив слова “20-я Линия,
48“ словами “22-я Линия, 48“.

Решением Омского городского Совета N 114 от 19.11.2003 “О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 17.12.1997 N 437 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ было опубликовано в газете “Вечерний Омск“, N 108 - 109 от 05.12.2003, и в Бюллетене Омского городского Совета N 2 за 2003 год.

Решение Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ в первоначальной редакции и Решение Омского городского Совета N 437 от 17.12.1997 “О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта ОАО “РЕЛЕРО“ (в редакции Решения Омского городского Совета N 114 от 19.11.2003) оспариваются заявителем в полном объеме.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение налогового органа недействительным, суд первой и апелляционной инстанций исходил из положений статьи 8 и статьи 35 Конституции Российской Федерации, в силу которых в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу статьи 135 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в 1992 году, право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов,
производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (статья 1 Закона РСФСР N 1531-1 от 03.07.1991 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“).

Принимая во внимание статью 15 Закона N 1531-1, приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.

Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с приказом N 585 от 13.07.1992 Радиозавода им. А.С.Попова принято решение в целях преобразования государственного предприятия в акционерное общество создать рабочую группу, которой поручить организацию и проведение общего собрания трудового коллектива, разработку плана приватизации и составление акта оценки имущества по состоянию на 01.07.1992.

На основании решения общего собрания трудового коллектива, составлен План приватизации и Акт оценки имущества предприятия. План Приватизации с перечнем необходимых документов 17.11.1992 утвержден Председателем территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации.

По утвержденному плану приватизации в уставный капитал включены предприятия дошкольных учреждений: помещения детского сада N 254, находящегося по адресу: ул. 20 Линия, 48, и помещения, занимаемые детским садом N 370, находящегося
по адресу: ул. Иванишко, 24; ремонтный участок 67 жилищно-эксплуатационной службы, находящийся в Куйбышевском районе (страницы 3, 8 Плана), а также объекты незавершенного строительства (страницы 5 - 6 Плана), в том числе профилакторий на 100 мест, строящийся на полном хозяйственном расчете и самофинансировании.

Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению имуществом N 1086-1 от 11.12.1992 Омскому территориальному агентству Госкомимущества России поручено провести работу по акционированию и приватизации Омского производственного объединения им. А.С.Попова.

Распоряжением Территориального агентства N 1-248-рта от 31.12.2002 принято решение преобразовать Омское производственное объединение им. А.С.Попова в акционерное общество открытого типа, утвердить акт оценки и Устав Общества, регистрационной палате зарегистрировать Устав акционерного общества им. А.С.Попова (“РЕЛЕРО“).

Устав АООТ “РЕЛЕРО“ зарегистрирован регистрационной палатой Администрации города Омска 09.02.1993, регистрационный N 203.

При указанных обстоятельствах, заявителем приобретено право собственности на помещения детского сада N 254, находящегося по адресу: ул. 20 Линия, 48, детского сада N 370, находящегося по адресу: ул. Иванишко, 24; ремонтный участок 67 жилищно-эксплуатационной службы, находящийся в Куйбышевском районе.

На основании Акта от 26.12.1994 государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта “Продовольственный склад по ул. Универсальная, 7, заводского комбината питания АООТ “РЕЛЕРО“ и Постановления Мэра N 753-п от 31.12.1996 “О вводе в эксплуатацию санатория-профилактория на 100 мест с плавательным бассейном по ул. 3-я Островская, 4“ разрешена эксплуатация объектов. Муниципальным предприятием по технической инвентаризации и учету недвижимого имущества N 4949 от 02.08.1996 и Управлением технической инвентаризации и регистрации Департамента недвижимости Администрации города Омска N 259 от 06.01.1999 было зарегистрировано право собственности АООТ “РЕЛЕРО“ на данные объекты.

Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (введенного в действие
с 01.01.1995) устанавливает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, право собственности на данные объекты незавершенного строительства возникло с вводом их в эксплуатацию и регистрацией права на данные объекты.

Принимая во внимание статьи 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; реквизиция; конфискация; отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий в Российской Федерации передача объектов социально-бытовой сферы в муниципальную собственность осуществляется с одновременным заключением администрацией с приватизированным предприятием договора по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием - бывшим балансодержателем, предусматривающих
его обязанности по содержанию объектов жилой и социально-бытовой сферы.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что указанные в решении N 437 объекты существуют в натуре, по акту приема-передачи в муниципальную собственность не передавались, использовались и используются по настоящее время заявителем, последнему по договору в оперативное управление не передавались, план приватизации и право собственности на них в установленном законом порядке не оспаривались. Таким образом, предусмотренных законом оснований для принудительного изъятия данного имущества не имеется.

Следовательно, судом первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что выбытие имущества от собственника могло произойти либо путем его отчуждения по договору либо путем отказа собственника от права собственности на имущество.

Учитывая, что предусмотренные законом основания для прекращения права собственности ОАО “РЕЛЕРО“ на объекты недвижимости, указанные в Решении Омского городского Совета N 347 от 17.12.1997 (как в первоначальной редакции, так и в редакции с учетом внесенных изменений), и основания для приобретения данных объектов в муниципальную собственность отсутствовали, оспариваемые ненормативные акты приняты Омским городским Советом в нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации, статей 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и правомерно признаны недействительными.

Кроме того, решением Арбитражного суда Омской области от 18.07.2003 признан недействительным протокол совместного заседания и решение Совета директоров ОАО “РЕЛЕРО“ от 26.11.1997 N 22 о передаче безвозмездно в муниципальную собственность имущества акционерного общества, а именно: имущественных комплексов детских садов N N 254, 370, расположенных по ул. 22 Линия, 48, и ул. Иванишко, 24, ремонтной базы жилищно-коммунального отдела, профилактория “Восход“ с прилегающими зданиями и сооружениями по ул. 3 Островская, 4, продуктовой базы со складом по ул. Универсальная, 7.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Доводы заявителей жалоб о неправильном применении судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией отклоняются, как основанные на ошибочном их толковании.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 25-111/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.