Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10 2005 N Ф04-7015/2005(15560-А27-26) При расчете транспортного налога налогоплательщик обоснованно отнес самосвалы марки “БелАЗ“ к самоходным транспортным средствам и правомерно применил установленную ставку транспортного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 октября 2005 года Дело N Ф04-7015/2005(15560-А27-26)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области, г. Киселевск, на решение от 29.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4695/2005-2 по заявлению открытого акционерного общества “Объединенная компания “Кузбассразрезуголь“, город Кемерово, к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Киселевску о признании незаконным решения N 35 от 20.01.2005,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Объединенная компания “Кузбассразрезуголь“ (далее - ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“), город Кемерово, обратилось в Арбитражный
суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Киселевску (далее - Инспекция) о признании незаконным решения N 35 от 20.01.2005 о доначислении транспортного налога за 9 месяцев 2004 года в сумме 66337 рублей, а также пени в сумме 2326 рублей 64 копеек.

Решением от 29.03.2005 арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2005, заявленные требования удовлетворены.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что налогоплательщик, при исчислении транспортного налога, правомерно отнес карьерные самосвалы “БелАЗ“ к категории “других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу“ и применил ставку налога в соответствии со статьей 2 Закона Кемеровской области “О транспортном налоге“ N 95-ОЗ от 28.11.2002 в размере 7,5 рубля.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить и принять новый судебный акт.

По мнению налогового органа, судом неверно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 “О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“, а также Общероссийского классификатора основных фондов ОКО 13-94 (ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России N 359 от 26.12.1994.

Полагает, что самосвал карьерный марки “БелАЗ“ является самоходным механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки (транспортировки) грузов (вскрышных пород и полезных ископаемых, а также грунта), и соответствует понятию грузового автомобиля.

Считает: отнесение автомобилей - самосвалов марки “БелАЗ“ к “прочим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу“ с кодом для целей налогообложения 570 00, для которых предусмотрена ставка 7,5 рубля, необоснованно.

В отзыве на кассационную
жалобу общество просит оставить судебные акты по делу без изменения, поскольку суд сделал обоснованный вывод о том, что карьерные автосамосвалы марки БелАЗ относятся к категории “самоходных машин“ для целей налогообложения. Налогоплательщик правильно применил ставку налога.

Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ налоговой декларации по транспортному налогу за 9 месяцев 2004 года.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик в нарушение статей 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Кемеровской области N 95-ОЗ от 28.11.2002 “О транспортном налоге“ неверно исчислил транспортный налог за 9 месяцев 2004 года на 5 автомобилей марки “БелАЗ“, применив налоговую ставку в размере 7,50 рубля с одной лошадиной силы вместо 51 рубля с одной лошадиной силы для грузовых автомобилей мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил.

По результатам проверки Инспекцией 20.01.2005 вынесено решение N 35 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен транспортный налог за 9 месяцев 2004 г. в сумме 66337 рублей и пени в размере 2326 рублей 64 копеек.

Считая, что вынесенное решение налогового органа противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, является необоснованным, ОАО “ОК “Кузбассразрезуголь“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение, суд пришел к выводу о том, что при расчете транспортного налога налогоплательщик правомерно отнес самосвалы марки БелАЗ к самоходным машинам и
применил ставку налога в размере 7 рублей 50 копеек за лошадиную силу.

Кассационная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Согласно нормам главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен и введен в действие Законом Кемеровской области N 95-ОЗ от 28.11.2002 “О транспортном налоге“.

На основании статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Арбитражным судом правильно установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994
“О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

Подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы гостехнадзора производят регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно определению, данному в руководстве по эксплуатации, ОСТ 37.001.490-90, а также Межгосударственным стандартам, самосвал карьерный - самоходная колесная машина с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемая внешними средствами, предназначенная для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.

Приведенный судом ОСТ 37.001.490-90 согласуется с ГОСТом 30537-97 “Самосвалы карьерные. Общие технические условия“, согласно которому карьерный самосвал “БелАЗ“ является самоходной карьерной машиной, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что имеющиеся у общества карьерные самосвалы “БелАЗ“ используются на внутрикарьерных работах и не участвуют в дорожном движении по дорогам общего пользования. Этот факт налоговым органом не оспаривался.

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС). Карьерные самосвалы БелАЗ регистрируются органами гостехнадзора с выдачей паспорта самоходной машины.

Данные выводы суда согласуются с действующими нормами права, регулирующими вопросы регистрации транспортных средств.

Ссылка налогового органа на определение типа транспортного
средства на основании Руководящего документа РЗ112194-0366-03 “Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“, утвержденного 29.04.2003 Минтрансом Российской Федерации, судом обоснованно не принята во внимание, так как данный документ не является нормативным актом, классифицирующим транспортные средства. Не относится к данным нормативным актам и Краткий автомобильный справочник (НИИАТ, г. Москва, 1994 г.).

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29.03.2005 и постановление от 01.07.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4695/2005-2 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.