Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.08.2005 N Ф04-4990/2005(13579-А27-40) Налогоплательщик неправомерно привлечен к ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации, поскольку материалами дела подтверждено, что он своевременно представил отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 августа 2005 года Дело N Ф04-4990/2005(13579-А27-40)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение от 23.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23537/2004-2 по заявлению открытого акционерного общества “Разрез Красногорский“ к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области о признании недействительными ненормативных актов,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Разрез Красногорский“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с
заявлением к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 06.07.2004 N 175 о привлечении к налоговой ответственности и требования об уплате налоговой санкции от 08.07.2004 N 115.

Решением от 23.12.2004 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение. Жалоба мотивирована несогласием с выводом суда о том, что декларация по налогу на прибыль за апрель 2004 года была представлена Обществом в электронном виде 28.05.2004; согласно подтверждению оператора декларация фактически представлена 07.06.2004.

В отзыве на кассационную жалобу Общество отклоняет доводы Инспекции, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судом и материалами дела установлено следующее.

По результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за апрель 2004 года Инспекция вынесла решение от 06.07.2004 N 175, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа. На основании решения выставлено требование об уплате налоговой санкции от 08.07.2004 N 115.

Причиной привлечения к ответственности явилось несвоевременное (07.06.2004), по мнению Инспекции, представление декларации, при нормативном сроке представления - 28.05.2004.

Не согласившись с вынесенным решением и требованием Инспекции, Общество обжаловало их в судебном порядке.

Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, указал, что Общество к установленному сроку, 28.05.2004, в
электронном виде представило декларацию по налогу на прибыль за апрель 2004 г., следовательно, состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, отсутствует.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 287 НК РФ налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Таким образом, Общество налоговую декларацию по налогу на прибыль за апрель 2004 года должно было представить не позднее 28.05.2004.

Пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации.

Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с названными положениями статьи 80 НК РФ Министерством Российской Федерации по налогам и сборам утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ МНС Российской Федерации от 02.04.2002
N БГ-3-32/169).

Согласно пункту 4 раздела II данного Порядка датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно протоколу приема файла электронных документов Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль 28.05.2004 (графа “дата документа“), документ зарегистрирован под N 60516 (л.д. 31).

Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходили из того, что материалами дела подтвержден факт своевременного отправления налоговой декларации, что, в свою очередь, свидетельствует о своевременном ее представлении в Инспекцию.

Кассационная инстанция отклоняет доводы жалобы, поскольку все они основаны на положениях Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002.

В соответствии с пунктами 8 и 10 Указа Президента РФ N 763 от 23.05.1996, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя
ссылаться при разрешении споров.

Поскольку вышеназванный Приказ МНС Российской Федерации от 10.12.2002 носит межведомственный характер, то в силу того, что отсутствуют данные о его опубликовании, неподтверждение организацией каких-либо обстоятельств на основании предписаний, содержащихся в указанном Приказе от 10.12.2002, не может служить основанием для применения к налогоплательщику налоговых санкций.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.04.2005 по делу N А27-23537/2004-2 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.