Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2005 N Ф04-4130/2005(13237-А27-33) При исчислении суммы транспортного налога налогоплательщик правомерно относил имеющиеся у него транспортные средства к категории “другие самоходные транспортные средства“ и применял при исчислении налога соответствующую налоговую ставку.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 июля 2005 года Дело N Ф04-4130/2005(13237-А27-33)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение от 22.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-225/2005-6 по заявлению открытого акционерного общества “Холдинговая компания “Кузбассразрезуголь“, г. Кемерово, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области о признании незаконным решения N 323 от 09.12.2004,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Холдинговая компания “Кузбассразрезуголь“ (далее - ОАО “Кузбассразрезуголь“, общество)
обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции N 323 от 09.12.2004 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления транспортного налога в размере 307426,8 руб. и соответствующих размеров пеней.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2005 без изменения, заявленные обществом требования удовлетворены.

Принимая решение, судебные инстанции исходили из того, что при исчислении суммы транспортного налога налогоплательщик правомерно относил имеющиеся у него самосвалы БелАЗ к категории “другие самоходные транспортные средства“ и применял при исчислении транспортного налога соответствующую налоговую ставку 7,5 руб. с одной лошадиной силы.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, просит состоявшиеся по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.

Полагает, что автомобиль марки “БелАЗ“ является крупногабаритным тяжеловесным грузовым транспортным средством и может эксплуатироваться на дорогах общего пользования, в связи с чем указанный автомобиль должен облагаться по налоговой ставке 51 руб. в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Кузбассразрезуголь“ обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.

Заслушав представителей заявителя и ответчика в судебном заседании, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что по результатам камеральной проверки представленной обществом налоговой декларации по транспортному налогу за 9 месяцев 2004 года налоговой инспекцией вынесено решение от 09.12.2004 N 323 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Указанным решением ОАО “Кузбассразрезуголь“ предложено уплатить доначисленный транспортный налог в размере 307726,8 руб., пени в размере 4668,91 руб.

Основанием к принятию решения послужило неверное, по мнению налоговой инспекции, применение обществом при исчислении транспортного налога налоговой ставки в связи с отнесением транспортного средства марки “БелАЗ“ к категории самоходных машин, а не к категории грузовых автомобилей.

Считая вынесенное налоговой инспекцией решение необоснованным, ОАО “Кузбассразрезуголь“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Кассационная инстанция, оставляя без изменения вынесенные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.

Согласно нормам главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов
Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен и введен в действие Законом Кемеровской области N 95-ОЗ от 28.11.2002 “О транспортном налоге“.

На основании статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Арбитражным судом правильно установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

Подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы гостехнадзора производят регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно определению, данному в руководстве по эксплуатации, ОСТ 37.001.490-90, а также Межгосударственным стандартам самосвал карьерный - самоходная колесная машина с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемая внешними средствами, предназначенная для транспортирования вскрышных
пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.

Приведенный судом ОСТ 37.001.490-90 согласуется с ГОСТом 30537-97 “Самосвалы карьерные. Общие технические условия“, согласно которому карьерный самосвал “БелАЗ“ является самоходной карьерной машиной, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования.

Из материалов дела видно, что имеющиеся у общества карьерные самосвалы “БелАЗ“ используются на внутрикарьерных работах и не участвуют в дорожном движении по дорогам общего пользования.

Суд, принимая решение, не принял во внимание ссылку налоговой инспекции на Краткий автомобильный справочник, письмо Департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации от 26.05.2004 N 04-05-11/82, “Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом“, утвержденные Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.09.2002 N 57 (ПБ 03-498-02), “Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“ Р3112194-0366-03, утвержденные 29.04.2003 Минтрансом Российской Федерации, поскольку данные документы не являются нормативными актами, классифицирующими транспортные средства.

Таким образом, судебные инстанции правомерно установили, что владельцы самоходных машин, включая мототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (в том числе автомобили БелАЗ), являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств по налоговым ставкам в размере 7,5 руб. с каждой лошадиной силы в соответствии с пунктом 2 Закона Кемеровской области N 95-ОЗ от 28.11.2002 “О транспортном налоге“.

Кассационная инстанция считает данный вывод правильным, поскольку он подтвержден материалами дела, основан на правильном применении судом норм материального и процессуального права.

Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы,
содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-225/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.