Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2005 N Ф04-5017/2004(10647-А46-18) по делу N 10-534/03 Удовлетворяя иск о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления земельного налога, суд пришел к правомерному выводу об обоснованном исчислении налогоплательщиком указанного налога по ставке, установленной органом местного самоуправления, без учета повышающего коэффициента.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 апреля 2005 года Дело N Ф04-5017/2004(10647-А46-18)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому АО г. Омска на решение от 17.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-534/03 по заявлению закрытого акционерного общества “Ва-Банк-2000“, Омская область, п. Дачный, к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому АО г. Омска, г. Омск, о признании недействительным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Ва-Банк-2000“ (далее - ЗАО “Ва-Банк-2000“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения
инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска (далее - налоговый орган) N 206 от 11.08.2003 о привлечении к налоговой ответственности в части доначисления налога на землю за 2003 год в сумме 175173,84 руб. и привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20% от суммы не полностью уплаченного налога на землю за 2003 год, в сумме 11678,26 коп.

Решением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 16.04.2003, заявленные ЗАО “Ва-Банк-2000“ требования удовлетворены в полном объеме. Решение налогового органа N 206 от 11.08.2003 признано недействительным в обжалуемой части, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 26.07.2004 решение и постановление отменено в части признания недействительными пунктов 1 и 3 решения налогового органа от 11.08.2003 N 206 в связи с тем, что судом не в полной мере исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.12.2004 требования ЗАО “Ва-Банк-2000“ удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации в части доначисления ЗАО “Ва-Банк-2000“ земельного налога за 2003 год в размере 12435 руб. 18 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе налоговый орган просит в связи неправильным применением норм материального права отменить решение в части удовлетворения требований заявителя и принять новое решение, которым полностью отказать в удовлетворении заявленных ЗАО “Ва-Банк-2000“ требований.

В отзыве на кассационную жалобу
ЗАО “Ва-Банк-2000“ просит отменить решение арбитражного суда и признать недействительным решение налогового органа в части доначисления суммы земельного налога на 2003 год в размере 175173,84 руб. и в части привлечения ЗАО “Ва-Банк-2000“ к налоговой ответственности за нарушение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 11678,26 руб.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30.06.2003 ЗАО “Ва-Банк-2000“ представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в которой применило ставку земельного налога в размере 7,776 руб. за квадратный метр в год по земельному участку, расположенному по адресу: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 33.

Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной декларации, по результатам рассмотрения которой руководителем налогового органа 11.08.2003 вынесено решение N 206 о привлечении ЗАО “Ва-Банк-2000“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 110678,26 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 175173,84 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 817,48 руб.

Задолженность по земельному налогу за 2003 год образовалась у ЗАО “Ва-Банк-2000“ в результате неправомерного, по мнению налогового органа, неприменения при исчислении земельного налога в данный период установленных законодательством поправочных коэффициентов.

Считая, что земельный налог за 2003
год должен уплачиваться без учета повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год, так как они введены с нарушением установленного порядка, ЗАО “Ва-Банк-2000“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования ЗАО “Ва-Банк-2000“, принял законное и обоснованное решение.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ и пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации “О плате за землю“.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.

Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 “О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 “Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска“ были установлены новые ставки земельного налога, которые для земельных участков заявителя составляют для оценочной зоны 27 - в размере 15 руб. кв. м в год.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии
с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.

Решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов. Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона РФ “О плате за землю“), названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003.

Следовательно, ставки налога, установленные указанным решением Омского городского Совета, не применялись в 2002 году.

Поскольку в 2002 году ставки земельного налога, введенные решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, не применялись, данные ставки должны использоваться при расчете земельного налога за 2003 год без учета повышающего коэффициента, предусмотренного Законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

Налоговым органом по предложению суда произведен расчет земельного подлежащего уплате ЗАО “Ва-Банк-2000“ в 2003 году исходя из ставки земельного налога, установленной решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.

Согласно данному расчету налоговым органом излишне доначислен налог в оспариваемом решении в размере 12435 руб. 18 коп. (по 4145 руб. 06 коп. по каждому из трех сроков уплаты налога: до 15.07.2003, до 15.09.2003, до 17.11.2003).

С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требования налогоплательщика о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части
доначисления земельного налога за 2003 год в размере 12435 руб. 18 коп.

Что же касается доводов ЗАО “Ва-Банк-2000“, изложенных в отзыве на кассационную жалобу, касающихся несогласия с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, то кассационная инстанция не рассматривает указанные доводы. В соответствии со ст. 286 АПК РФ, основанием для проверки законности и обоснованности судебного акта является кассационная жалоба и доводы, изложенные в ней. Действующее процессуальное законодательство не предусматривает пересмотр судебных актов, их соответствие действующему законодательству, на основании отзыва на кассационную жалобу другой стороны в процессе по вопросам, не обжалуемым кассантом.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.12.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-534/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.