Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-831/2005(8952-А45-35) Муниципальное учреждение как бюджетная некоммерческая организация не является плательщиком НДС, налогов на прибыль, на пользователей автодорог, на имущество, в связи с чем начисление налоговым органом сумм недоимок и пеней, а впоследствии принятие решений о взыскании данных сумм за счет денежных средств и имущества налогоплательщика неправомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 апреля 2005 года Дело N Ф04-831/2005(8952-А45-35)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска на решение от 17.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-708/04-СА36/38 по заявлению муниципального учреждения “Центр социальных услуг“, г. Новосибирск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Новосибирска о признании недействительным ненормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение “Центр социальных услуг“, г. Новосибирск (далее - центр), обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с
заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Новосибирска (далее - инспекция) о признании недействительным постановления от 29.10.2003 N 146 о взыскании налогов и сборов за счет имущества в пределах суммы недоимки 820624,75 рубля, пеней в сумме 225028,41 рубля и дополнительных платежей в сумме 1138 рублей в части уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на имущество предприятий, налога на пользователей автомобильных дорог (далее - НПАД).

Решением арбитражного суда от 17.09.2004 удовлетворены заявленные требования.

Арбитражный суд исходил из того, что налогоплательщик является некоммерческой организацией и оспариваемый акт налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2004 решение суда оставлено без изменения.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Новосибирска на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска (далее - инспекция) - в связи с реорганизацией заинтересованного лица.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение. Указывает, что бюджетные организации, реализующие товары (работы, услуги) на возмездной основе, получающие внереализационные доходы, должны уплачивать налог на прибыль, НДС, НПАД. Считает, что обжалуемое налогоплательщиком решение о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика (организации) принято инспекцией в соответствии с нормами налогового законодательства.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, учитывая доводы сторон, изложенные в судебном заседании, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.

Как следует из материалов дела, инспекцией было принято постановление от 29.10.2003 N 146 о взыскании с центра налогов и пеней за счет имущества на общую сумму 1190104,04 рубля в пределах сумм, указанных в требовании от 19.06.2000 N 164, от 17.01.2001 N 196, от 12.07.2001 N 2080, от 14.01.2002 N 198, от 09.04.2002 N 580, от 26.06.2002 N 1091, от 26.12.2002 N 2361, от 24.04.2003 N 3327, по которым налогоплательщик не уплатил налог в срок, установленный для добровольной уплаты.

Арбитражный суд, удовлетворив заявленные центром требования, принял по существу правильное решение.

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду Федеральный закон “О некоммерческих организациях“, а не Закон РФ.

Статьями 6, 7, 7.1, 8, 9, 10, 11 Закона Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ предусмотрены формы некоммерческих организаций, а именно общественные и религиозные организации, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических
лиц (ассоциации и союзы).

В соответствии со статьей 24 указанного Закона Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что центр является некоммерческой организацией, финансируемой из муниципального бюджета Администрации Калининского района г. Новосибирска, уставной целью которого является более полное удовлетворение общественных потребностей населения в социальных услугах, для чего центр занимается организацией отдыха и оздоровления детей и взрослых, осуществляет организацию и проведение спортивно-массовых и других зрелищных мероприятий в виде выставок, ярмарок, спортивных лотерей и т.п. Доходы от деятельности центра направляются по согласованию с Администрацией Калининского района г. Новосибирска на содержание и развитие детского санаторно-оздоровительного лагеря “Тимуровец“, базы отдыха “Обская волна“, спортивно-концертного комплекса “Север“.

В силу пункта 2 статьи 42, пункта 3 статьи 161, пункта 1 статьи 232, пункта 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные бюджетными организациями от оказания платных услуг, являются бюджетными и учитываются в доходах и расходах учреждения.

В соответствии со статьями 143, 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации для бюджетных учреждений платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения, такие бюджетные учреждения не являются плательщиками налогов на прибыль и добавленную стоимость.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге
на имущество предприятий“ налогом на имущество не облагается имущество бюджетных организаций.

Статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах Российской Федерации“ устанавливает, что плательщиками налога являются предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Инспекция в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств, подтверждающих использование налогоплательщиком целевого финансирования в целях извлечения прибыли от занятий какой-либо коммерческой деятельностью.

Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения (пункт 3 статьи 46 Кодекса).

Пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Согласно статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание производится с учетом сумм, взыскиваемых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что центр как бюджетная некоммерческая организация не является плательщиком НДС, налога на прибыль, НПАД, налога на имущество.

Следовательно, налоговый орган не вправе был начислять центру недоимку по перечисленным налогам, пени за несвоевременную их уплату,
а также дополнительные платежи по налогу на прибыль.

Таким образом, требования об уплате налогов и налоговых санкций в части НДС, налога на прибыль, НПАД, налога на имущество направлены налоговым органом налогоплательщику неправомерно, а значит, неправомерно приняты в этой части решения о взыскании налогов и налоговых санкций за счет денежных средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика-организации, а также решение и постановление от 29.10.2003 N 146 о взыскании с центра налогов и пеней за счет имущества на общую сумму 1190104,04 рубля.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Вывод суда о нарушении срока вынесения решения и постановления от 29.10.2003 N 146 о взыскании с центра налогов и пеней за счет имущества на общую сумму 1190104,04 рубля со ссылкой на пункт статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации является ошибочным, однако это не привело к принятию неправильного решения.

Обстоятельства дела исследованы арбитражным судом с достаточной полнотой, переоценивать их у суда кассационной инстанции оснований не имеется.

Учитывая изложенное, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-708/04-СА36/38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.