Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.03.2005 N Ф04-770/2005(8893-А81-19) Поскольку импортированный товар находился на временном хранении, предполагающем освобождение от уплаты налогов, пошлин и начисления пеней, действия таможенного органа по взысканию с грузополучателя пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей признаны незаконными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 марта 2005 года Дело N Ф04-770/2005(8893-А81-19)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ямало-Ненецкой таможни на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2004 по делу N А81-4609/5280А-04 по заявлению закрытого акционерного общества “Роспан Интернешнл“ к Ямало-Ненецкой таможне о признании незаконными действий таможенного органа,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Роспан Интернешнл“ (далее - ЗАО “Роспан Интернешнл“) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконными действий Ямало-Ненецкой таможни по списанию пени в размере 315345 руб. 50 коп. и о возврате указанной суммы из федерального бюджета.

Решением суда
первой инстанции от 17.12.2004 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Ямало-Ненецкая таможня просит отменить судебный акт и принять новое решение по тем основаниям, что пеня является мерой обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, носящей компенсационный характер и взимаемой помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства.

При временном хранении товара на складе получателя пеня подлежит начислению и уплате в общеустановленном порядке независимо от нарушения срока подачи таможенной декларации или продления срока в соответствии со статьей 129 Таможенного кодекса, то есть по истечении 15-дневного срока, предоставленного для декларирования товара.

Кроме того, по мнению ответчика, денежные средства, внесенные ЗАО “Роспан Интернешнл“ на счет таможенного органа в качестве авансовых платежей, не могли быть использованы в счет уплаты таможенных платежей к моменту наступления срока их уплаты, так как они не идентифицировались плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Наряду с этим таможенный орган утверждает, что уплата таможенных платежей, в том числе путем зачета, стала возможной только после подачи грузовой таможенной декларации, в которой указаны виды таможенных пошлин, налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и их суммы.

Также Ямало-Ненецкая таможня считает, что порядок взыскания пени им не нарушался, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации уплата пени производится одновременно с уплатой сумм таможенных платежей. Направление ЗАО “Роспан Интернешнл“ требования об уплате пени не требуется, так как пеня за нарушение срока уплаты
таможенных платежей была уплачена таможенным брокером из средств заявителя в добровольном порядке.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Роспан Интернешнл“, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Ямальской таможни поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ЗАО “Роспан Интернешнл“ - доводы отзыва.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 12.05.2004 в адрес ЗАО “Роспан Интернешнл“ из Германии поступили товары, которые были выпущены Ямало-Ненецкой таможней 30.07.2004 в соответствии с грузовой таможенной декларацией N 10506040/280704/0000148.

После подачи ЗАО “Роспан Интернешнл“ грузовой таможенной декларации Ямало-Ненецкая таможня из денежных средств, внесенных грузополучателем в качестве обеспечительных мер уплаты таможенных платежей, списала таможенные платежи на сумму 13866311 руб. 88 коп. и пени в размере 222323 руб. 20 коп.

Считая действия таможенного органа по списанию пени незаконными, ЗАО “Роспан Интернешнл“ обратилось к руководителю Ямало-Ненецкой таможни с заявлением о ее возврате.

Отказ таможенного органа возвратить списанную пеню явился основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что по ходатайству ЗАО “Роспан Интернешнл“ срок подачи грузовой таможенной декларации таможенным органом продлен до 09.10.2004.

В связи с отсутствием у таможенного органа склада временного хранения товаров Новоуренгойский таможенный пост Ямало-Ненецкой таможни разрешил временное хранение товаров на складе грузополучателя.

В качестве обеспечительных мер уплаты таможенных платежей ЗАО “Роспан Интернешнл“ перечислило на счет Главного управления Федерального
казначейства платежным поручением N 03128 от 28.04.2004 19000000 руб., платежным поручением N 03207 от 30.04.2004 34000000 руб. и платежным поручением N 03305 от 28.05.2004 27088631,33 руб.

Таможенными расписками N 0171693, N 0171694, N 0171688, N 0171687, N 0171690 данные платежи классифицированы по коду 98 как сумма обеспечения уплаты таможенных платежей.

О разрешении использовать данные денежные средства для уплаты таможенных платежей заявитель уведомил таможенный орган письмом N 2224 от 24.05.2004.

Принимая решение об удовлетворении заявленных ЗАО “Роспан Интернешнл“ требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 99 Таможенного кодекса Российской Федерации временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Статья 117 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что с разрешения таможенного органа временное хранение может осуществляться на складе получателя товаров при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров.

Пунктом 1 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пени взыскиваются при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок.

Из пункта 5 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения срока подачи таможенной декларации пени не начисляются при нахождении товаров на складе временного хранения за период временного хранения и уплате не подлежат.

Из содержания названных правовых норм и конкретных обстоятельств дела суд
первой инстанции сделал правильный вывод о том, что процедура временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение всего периода временного хранения, поэтому в рассматриваемых правоотношениях у таможенного органа отсутствовали основания для начисления пени.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2004 по делу N А81-4609/5280А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.