Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.12.2005 N А35-3472/05-С28 Налоговым периодом по земельному налогу является год.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 декабря 2005 г. Дело N А35-3472/05-С28“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Курчатовской городской Думы на Решение Арбитражного суда Курской области от 16.09.2005 по делу N А35-3472/05-С28,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курской области в защиту интересов организаций плательщиков земельного налога обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействующим Решения Курчатовской городской Думы от 26.11.2004 N 48 “О сроках уплаты земельного налога на территории города Курчатова в 2005 году“, с изменениями, внесенными Решением от 28.12.2004 N 60 в части абз. 2 п. 1, устанавливающего
срок уплаты земельного налога в 2005 году для юридических лиц - ежемесячно не позднее 10 числа с уплатой равными долями.

Решением суда от 16.09.2005 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе Курчатовская городская Дума просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.

Абзацем 2 п. 1 Решения Курчатовской городской Думы от 26.11.2004 N 48 “О сроках уплаты земельного налога на территории города Курчатова в 2005 году“ с изменениями, внесенными Решением от 28.12.2004 N 60, установлено, что на территории г. Курчатова в 2005 году юридические лица уплачивают земельный налог ежемесячно не позднее 10 числа с уплатой равными долями.

Данные нормативные акты официально опубликованы в газете “Курчатовское время“ от 30.11.2004 N 101-102 и от 28.12.2004 N 110 (1567).

Полагая, что вышеуказанное положение нормативного акта органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурор Курской области 04.05.2005 обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое положение решения Курчатовской городской Думы не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“.

На основании ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований - п. 4
ст. 12 НК РФ.

Таким образом, оспариваемое положение решения Курчатовской городской Думы возлагает на плательщиков обязанность по уплате земельного налога на территории г. Курчатова Курской области.

Пунктом 5 ст. 1 НК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими указанному Кодексу при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 6 НК РФ.

Статьей 1 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ ч. 2 Налогового кодекса РФ дополнена разд. 10 “Местные налоги“, содержащим гл. 31 “Земельный налог“. Названный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2005, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона).

Подпунктом 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 141-ФЗ также установлено, что Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 “О плате за землю“ (далее - Закон N 1738-1) утрачивает силу с 1 января 2006 года, за исключением ст. 25.

Таким образом, в 2005 году уплата земельного налога регулируется гл. 31 НК РФ и положениями Закона N 1738-1.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12.05.2003 N 186-О, установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий
налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок.

Согласно ст. 17 Закона N 1738-1 налоговым периодом по земельному налогу является год. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а срок уплаты земельного налога для организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 393 НК РФ отчетными периодами по земельному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Обязанность уплачивать авансовые платежи и сроки их уплаты устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - п. 2 ст. 397 НК РФ.

Однако оспариваемым по настоящему делу решением Курчатовской городской Думы установлена обязанность налогоплательщиков-организаций уплачивать земельный налог не по истечении отчетного периода, а по истечении каждого месяца, что противоречит положениям п. 1 ст. 393, п. 3 ст. 398 НК РФ, а также ст. 17 Закона N 1738-1.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П, Определениях от 07.02.2002 N 37-О и от 10.07.2003 N 342-О, правовое регулирование не должно ухудшать положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как оно определяется Федеральным законом, носить дискриминационный
характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, то есть нарушать конституционный принцип равенства. Это обусловлено выводимыми из ст. ст. 8, 15, 34 и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия у субъектов хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Решением Курчатовской городской Думы обязанность по уплате налога равными долями ежемесячно не позднее 10 числа установлена для юридических лиц в нарушение изложенной правовой позиции Конституционного Суда и положений Закона N 1738-1, Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы юридических лиц - плательщиков земельного налога в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая на них обязанность по уплате и исчислению земельного налога ежемесячно (в двенадцать этапов), то есть ограничивает права налогоплательщиков (пп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ), ставит налогоплательщиков-организации г. Курчатова Курской области в худшие условия, по сравнению с другими налогоплательщиками, изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 6 НК РФ).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое положение решения Курчатовской городской Думы не соответствует п. 1 ст. 393, п. 3 ст. 398 НК РФ, а также ст. 17 Закона N 1738-1.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда
Курской области от 16.09.2005 по делу N А35-3472/05-С28 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.