Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 16.12.2005 N А62-2733/2005 Переход на упрощенную систему налогообложения является правом налогоплательщика, которое реализуется им в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, и с момента вступления ее в силу фактически осуществляется в уведомительном, а не в разрешительном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 декабря 2005 г. Дело N А62-2733/2005“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 5 декабря 2005 г.

(дата рассмотрения дела)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО “Росполимер“ на Решение от 23.08.2005 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-2733/2005,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Росполимер“ (далее - ООО “Росполимер“, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 по Смоленской области (далее - Инспекция) от 09.07.2005 N 3 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

Решением Арбитражного суда Смоленской области
от 23.08.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе ООО “Росполимер“ просит судебный акт отменить, полагая, что он вынесен с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, 28.12.2004 Общество направило в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица при создании и переходе на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем 29.12.2004 Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о регистрации юридического лица при создании и выдано свидетельство от 29.12.2004 серии 67 N 000379695, а 20.01.2005 в адрес плательщика направлено уведомление N 281 от 30.12.2004 о возможности применения им упрощенной системы налогообложения.

Впоследствии Управлением ФНС РФ по Смоленской области в порядке контроля была проведена проверка Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 по Смоленской области, в ходе которой установлено, что в нарушение пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ООО “Росполимер“ необоснованно переведено последним на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем Обществу направлено новое уведомление N 3 от 09.06.2005 о невозможности применения им с 28.121.2004 упрощенной системы налогообложения.

Не согласившись с указанным ненормативным актом Инспекции, налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.

Рассматривая спор по существу, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого ненормативного акта Инспекции, в связи с чем отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования.

При этом не был исследован вопрос о том, предусмотрен ли действовавшим в проверяемом периоде законодательством порядок выдачи удостоверений на право применения (либо отказ в
применении) упрощенной системы налогообложения.

Пунктом 5 ст. 5 Закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ было предусмотрено, что налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем выносится решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого. Однако указанный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2003 (Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ).

С 01.01.2003 Федеральным законом РФ от 24.07.2002 N 104-ФЗ введена в действие гл. 26.2 НК РФ “Упрощенная система налогообложения“.

В силу ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Из анализа вышеуказанных правовых
норм следует, что переход на упрощенную систему налогообложения является правом налогоплательщика, которое реализуется им в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, и с момента вступления ее в силу фактически осуществляется в уведомительном, а не в разрешительном порядке.

Статьей 201 АПК РФ определено, что в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая решение по существу спора, суду надлежало предложить налоговому органу обосновать свое право (подтвердить обязанность) на выдачу соответствующих разрешений, удостоверяющих переход или отказ в переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, как усматривается из оспариваемого ненормативного акта (л.д. 26 т. 1), уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения издано Инспекцией 09.06.2005, однако его действие распространено на предыдущий период (с 28.12.2004).

Суд указанному обстоятельству оценки не дал.

Частью 3 ст. 15 АПК РФ предусмотрено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Поскольку судебный акт принят без учета и оценки всех фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, он подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

В ходе нового судебного разбирательства суду необходимо устранить отмеченные недостатки, предложить сторонам представить доказательства в подтверждение своих позиций, имеющие значение для правильного разрешения спора, и вынести законное и обоснованное решение по делу.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.08.2005
Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-2733/2005 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.