Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.12.2005 N А09-6194/05-30 Не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 декабря 2005 г. Дело N А09-6194/05-30“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г. Брянска на Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2005 по делу N А09-6194/05-30,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество научно-исследовательский институт “Изотерм“ (далее - Институт, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г. Брянска от 09.06.2005 N 163/178.

Инспекцией ФНС РФ по Володарскому району предъявлено встречное заявление о взыскании с Института налоговых санкций в сумме 121348,20 руб.

Решением Арбитражного
суда Брянской области от 23.09.2005 заявленные требования ОАО НИИ “Изотерм“ удовлетворены, признано недействительным Решение Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г. Брянска от 09.06.2005 N 163/178. В удовлетворении встречных требований налогового органа о взыскании налоговых санкций отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ по Володарскому району г. Брянска просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, и принять новый судебный акт.

В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта проверена кассационной инстанцией, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов заявителя жалобы, выслушав пояснения представителя ОАО НИИ “Изотерм“, принявшего участие в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ по Володарскому району г. Брянска проведена камеральная проверка представленной ОАО НИИ “Изотерм“ налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 г., по результатам которой принято Решение от 09.06.2005 N 163/178 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 121348,20 руб., а также ему предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в сумме 606741 руб. и пеню в сумме 33977,50 руб.

По мнению налогового органа, Обществом необоснованно применена льгота по налогу на добавленную стоимость, предусмотренная пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, так как налогоплательщиком не представлено свидетельство
о государственной аккредитации научной организации.

Не согласившись с решением инспекции, ОАО НИИ “Изотерм“ оспорило ненормативный акт в судебном порядке.

Учитывая, что Общество добровольно налоговые санкции в предложенный в требовании срок не уплатило, ИФНС РФ по Володарскому району г. Брянска заявила встречные требования.

Рассмотрев спор по существу заявленных требований, оценив представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений, установив фактические обстоятельства дела, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

К таким учреждениям относятся организации любой организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, отвечающие требованиям, приведенным в ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ (с изменениями и дополнениями), а именно организация, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов от общего объема выполняемых указанной организацией работ.

Вместе с тем предоставление научной организации льготы по налогу на добавленную стоимость не ставится законодательством о налогах и сборах в зависимость от
наличия у нее свидетельства о государственной аккредитации.

По смыслу ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 23.08.96 “О науке и государственной научно-технической политике“ и Положения о государственной аккредитации научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.97 N 1291 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731) государственная аккредитация научных организаций производится с целью упорядочения деятельности научных организаций.

Судом установлено, не опровергается налоговым органом, что вышеназванные требования налогоплательщиком соблюдены, факты выполнения Институтом научно-исследовательских работ инспекцией также не оспариваются, при этом свидетельство о государственной аккредитации научной организации у ОАО НИИ “Изотерм“ имелось, срок которой истекал в ноябре 2004 г.

Кроме того, согласно письму от 15.06.2005 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Институт признан прошедшим государственную аккредитацию сроком на три года (до 09.06.2008). В соответствии с п. 3 Положения о государственной аккредитации научных организаций государственная аккредитация производится по результатам работы за последние три года.

Доводы заявителя кассационной жалобы исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка, в связи с чем они подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.09.2005 по делу N А09-6194/05-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Володарскому району г. Брянска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.