Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2005 N А36-85/11-04 В иске о признании недействительным ненормативного правового акта Департамента потребительского рынка отказано правомерно, поскольку оспариваемый акт принят в соответствии с требованием действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 октября 2005 г. Дело N А36-85/11-04“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Ольшанский карьер“ на Решение от 06.05.2005 Арбитражного суда Липецкой области и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 30.06.2005 по делу N А62-9582/2004,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Ольшанский карьер“ (далее - ЗАО “Ольшанский карьер“, Общество), обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта Департамента потребительского рынка администрации Липецкой области от 27.08.2003 без номера о “Тарифах на транспортные услуги, оказываемые на
подъездных железнодорожных путях ЗАО “Ольшанский карьер“ (с учетом уточненных требований).

Решением суда от 06.05.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав мнение сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Распоряжением главы администрации города Ельца Липецкой области от 17.02.2003 N 162-р с изменениями, внесенными 19.05.2003 N 516-р, был утвержден план границ земельного участка площадью 14436 кв. м, занимаемого ЗАО “Ольшанский карьер“.

Общество является владельцем подъездного пути, примыкающего к главному Лев-Толстовскому пути станции Елец ЮВЖД стрелкой N 18, и заключало договоры с организациями на эксплуатацию принадлежащего ему подъездного пути.

24.08.2003 председателем Департамента потребительского рынка администрации Липецкой области утвержден тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ЗАО “Ольшанский карьер“, в размере 233 руб. за 1 вагон.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно ст. 60 Устава железнодорожного транспорта РФ отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

В силу ч. 2 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ тарифы, и плата на железнодорожном транспорте устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с
законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ определено, что железнодорожный транспорт необщего пользования - это совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях - железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд; а железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (ч. 1 ст. 2 Закона).

В п. 2 ст. 1 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ указано, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Из Устава ЗАО “Ольшанский карьер“ следует, что основными видами деятельности общества является добыча, переработка и реализация известняка, производство известняковой муки и минеральной подкормки, выпуск щебня и технологического известняка. Оказание железнодорожных услуг с использованием железнодорожных путей необщего пользования к уставной деятельности Общества не относится. Из учредительных документов не усматривается, что ЗАО “Ольшанский карьер“ входит в систему железнодорожного транспорта.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Общество не входит
в указанную систему и в связи с этим его деятельность не может регулироваться Федеральным законом “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“.

Кроме того, суд обоснованно исходил из того, что государственное регулирование цен введено Указом Президента РФ от 28.02.95 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“.

Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.03.95 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень вошли транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства главой администрации Липецкой области принято Распоряжение от 31.08.2001 N 710-р “О тарифах на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях“, в соответствии с которым регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, поручено осуществлять Управлению по ценовой политике администрации области.

С целью обеспечения единообразного подхода всех хозяйствующих субъектов к процедуре рассмотрения экономической обоснованности проектов тарифов на предоставляемые услуги администрацией Липецкой области были разработаны Методические указания по формированию тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях.

Методические указания разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденными заместителем министра экономического развития и торговли РФ и заместителем
министра транспорта РФ от 25.10.2000 и 14.11.2000 соответственно.

Согласно п. 1 Методических указаний регулированию подлежат тарифы на перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы и другие дополнительные услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях предприятиями, не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта. Департамент потребительского рынка как орган, осуществляющий регулирование и реализацию ценовой политики на территории области, самостоятельно определяет порядок и вид услуг, подлежащих государственному регулированию.

Во исполнение распоряжения главы администрации области от 31.08.2001 Департаментом потребительского рынка администрации Липецкой области был установлен предельный уровень тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ЗАО “Ольшанский карьер“, в размере 233 руб. без НДС за 1 вагон.

Экономическая обоснованность установленного тарифа для ЗАО “Ольшанский карьер“ подтверждена экспертным заключением от 04.04.2005 N 05-303.

Суд кассационной инстанции считает, что Арбитражным судом Липецкой области обоснованно отклонен довод заявителя о том, что при установлении тарифов на транспортные услуги регулирующий орган должен был руководствоваться Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/15.

Указанные Правила распространяются на сборы, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, а поскольку “Ольшанский карьер“ в систему железнодорожного транспорта Российской Федерации не входит, на него упомянутые Правила не могут распространяться.

Кроме того, кассационная инстанция находит несостоятельным довод Общества о том, что ЗАО “Ольшанский карьер“ не оказывает такую услугу, как “пропуск“ вагонов, а предоставляет, по мнению Общества, в эксплуатацию свои подъездные железнодорожные пути, в связи с чем установленный тариф на транспортные услуги за пропуск вагонов не применим.

Из п. 1.2 договоров на эксплуатацию железнодорожного пути, заключаемых ЗАО “Ольшанский карьер“ с организациями, следует,
что подписанием настоящего договора ветвевладелец дает безотзывное разрешение ветвепользователю производить подачу и уборку вагонов через железнодорожную ветку, являющуюся предметом настоящего договора.

В соответствии с указанным договором заявитель осуществляет именно пропуск вагонов, то есть разрешает проезжать по принадлежащим ему подъездным путям железнодорожным вагонам других организаций, в то время как эксплуатация железнодорожного пути - более широкое понятие и включает в себя не только подачу, уборку вагонов, но и пользование вагонами, контейнерами, маневровую работу и другие операции.

Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что спор был разрешен судом в незаконном составе, так как дела об оспаривании ненормативных актов в силу ч. 1 ст. 200 АПК РФ рассматриваются единолично.

Из материалов дела следует, что Обществом первоначальное требование было заявлено о признании недействующим нормативного акта, поэтому согласно п. 2 ч. 2 ст. 17 АПК РФ был сформирован коллегиальный состав суда. В ходе судебного заседания был изменен предмет заявленного требования, следовательно, полагать, что дело рассмотрено арбитражным судом в незаконном составе, необоснованно.

Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.05.2005 Арбитражного суда Липецкой области и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 30.06.2005 по делу N А62-9582/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.