Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.10.2005 N А09-3115/05-12 Основанием для предоставления всем участникам реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) налоговых и таможенных льгот является удостоверение, то есть документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 октября 2005 г. Дело N А09-3115/05-12“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Володарскому району г. Брянска на Решение от 11.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-3115/05-12,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции ФНС России по Володарскому району г. Брянска от 31.03.2005 N 90/125.

Решением
Арбитражного суда Брянской области от 11.05.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по Володарскому району г. Брянска просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ представило в Инспекцию ФНС России по Володарскому району г. Брянска уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 г., в которой отразило стоимость реализованных работ, выполненных в рамках оказания безвозмездной помощи Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи Российской Федерации“ на сумму 4788332 руб., а также документы, подтверждающие право на освобождение от налогообложения согласно пп. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

По результатам камеральной проверки инспекция приняла Решение от 31.03.2005 N 90/125 об отказе в привлечении предприятия к налоговой ответственности, доначислив налогоплательщику налог на добавленную стоимость за декабрь 2004 г. в сумме 421296 руб. и пени в размере 3983,44 руб.

По мнению налогового органа, ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ не заключены контракты ни с донором безвозмездной помощи (содействия), ни с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. Кроме того, по мнению налогового
органа, денежные средства поступили не от российского получателя помощи или донора, а от российских предприятий - ЗАО “Асконд“ и ОАО “Корпорация Рособщемаш“.

Не согласившись с решением налогового органа, ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ обратилось с заявлением в суд.

Разрешая спор, арбитражный суд обоснованно руководствовался ст. ст. X, XI Соглашения от 17.06.92 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, которыми определено, что Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Соглашением. Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков могут ввозить или вывозить из Российской Федерации любое оборудование, принадлежности, материалы или услуги, необходимые для осуществления настоящего Соглашения. На такие ввозимые или вывозимые товары или услуги не распространяются какие-либо лицензии, прочие ограничения, таможенные пошлины, сборы, налоги или какие-либо другие сборы, и они не подвергаются досмотру со стороны Российской Федерации или каких-либо ее органов.

В случае заключения одной из сторон контрактов на приобретение товаров и услуг, включая строительство, для осуществления настоящего Соглашения таковые заключаются в соответствии с законами и правилами этой стороны. Товары и услуги, приобретаемые в Российской Федерации Соединенными Штатами Америки или от их имени при осуществлении настоящего Соглашения, не облагаются Российской Федерацией или ее органами какими-либо налогами, таможенными пошлинами, сборами или аналогичными сборами.

В силу ст. ст. 1, 2 Федерального закона “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ от 04.05.99 N 95-ФЗ основанием для предоставления всем участникам реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) налоговых и таможенных льгот является удостоверение, то есть документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“, при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

Как установлено судом и подтверждается
материалами дела, в рамках российско-американской программы Совместного Уменьшения Угрозы и Программы относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия был заключен контракт между ЗАО “Асконд“ и корпорацией “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США) от 18.04.2003 N 25040Т0004-BRY-2038 во исполнение генерального контракта DTRA01-01-D-0012 и между ОАО “Корпорация Рособщемаш“ и компанией “Келлог Браун энд Рут, Инк.“ (США) N D0021-T1-00004 во исполнение генерального контракта DTRA01-03-D-0021, где ЗАО “Асконд“ и ОАО “Корпорация Рособщемаш“ выполняют функции получателей безвозмездной технической помощи.

Во исполнение обязательств по договору ЗАО “Асконд“ и ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ заключили договор от 19.12.2003 N АБ-2038/01-04 на ликвидацию железнодорожных мобильных пусковых установок, приведение вагонов, связанных с пуском, в состояние непригодное к стратегическому применению, содержание и обслуживание объектов Брянской базы ликвидации (ББЛ); ОАО “Корпорация Рособщемаш“ и ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“ МО Российской Федерации заключили договор от 05.03.2004 N П-004-1 на выполнение работ по демонтажу оборудования УКП, демонтажу энергоблока и демонтажу ТП на объекте 373/1, 373/8 (г. Карталы).

Факты выполнения данных работ, использования денежных средств, полученных предприятием по их целевому назначению, подтверждаются материалами дела и не опровергнуты инспекцией.

Из имеющихся в материалах дела копий удостоверений N N 2162 и 2563 и приложений к ним, выданных Комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации следует, что эти работы являются технической помощью (содействием), получателем которой является Российское авиационно-космическое агентство для участников проекта: ЗАО “Асконд“, ОАО “Корпорация Рособщемаш“. Донором безвозмездной помощи (содействия) является Министерство обороны США через корпорацию “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США) и компанию “Келлог Браун энд Рут, Инк.“ (США).
Согласно приложениям одним из участников проекта также является ФГУП “85 ремонтный завод по ремонту автотягачей“.

Российским авиационно-космическим агентством (письма от 12.02.2004 и от 19.10.2004) подтверждено, что ЗАО “Асконд“ и ОАО “Корпорация Рособщемаш“ имеют полномочия выполнять функции получателей безвозмездной технической помощи, вступать с третьими организациями в контрактные отношения на выполнение работ и услуг, производить платежи и иные действия, связанные с выполнением указанных контрактов между ЗАО “Асконд“ и корпорацией “Вашингтон Груп Интернешнл“ (США), а также между ОАО “Корпорацией Рособщемаш“ и компанией “Келлог Браун энд Рут, Инк.“(США), и пользоваться в полном объеме установленными законодательством Российской Федерации льготами в соответствии с удостоверениями N N 2162 и 2563 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью и приложениями к ним с дополнениями.

Доводы налогового органа о том, что Российское авиационно-космическое агентство не вправе передавать полномочия на получение безвозмездной международной помощи, подлежат отклонению, поскольку гражданское законодательство Российской Федерации не содержит в себе запрета на заключение договоров субподряда при выполнении подрядных работ для государственных нужд, в том числе и в целях реализации международных соглашений, а выполнение работ в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации на основании договоров субподряда не меняет характера выполненных работ, а также целевого назначения денежных средств, полученных субподрядчиком в оплату выполненных работ.

С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что налогоплательщиком в налоговый орган представлены все необходимые документы, предусмотренные пп. 19 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, для освобождения от налогообложения выполненных работ, в связи с чем у инспекции не имелось оснований для доначисления спорных сумм налога и пени.

Доводы кассационной жалобы
были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций, и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.07.2005 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-3115/05-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.