Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.09.2005 N А14-1780-2005/64/25 Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 сентября 2005 г. Дело N А14-1780-2005/64/25“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Воронежской области на Решение от 20.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 14.07.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-1780-2005/64/25,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Люкс“ (далее по тексту - ОАО “Люкс“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Воронежской области от 10.02.2005 N 1 в части взыскания задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме
6243615 руб. (п. 8 требования), пени в сумме 16889197 руб. 01 коп. (п. п. 7, 9 - 12), пени в сумме 7798844 руб. 20 коп. (п. п. 1 - 6, 13, 14), а всего в сумме 30931656 руб. 21 коп. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.05.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 5 по Воронежской области просит решение и постановление суда отменить, как принятые с нарушением норм материального права, и вынести новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ОАО “Люкс“ 10.10.2001 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам на сумму 48554 тыс. руб., а также по начисленным пеням и штрафам в сумме 78426 тыс. руб. Решением от 26.10.2001 N 1 налоговый орган предоставил обществу право на реструктуризацию указанной кредиторской задолженности и утвердил график ее погашения. В связи с невыполнением требований по уплате платежей в установленные графиком сроки Решением инспекции от 30.04.2004 N 172 действие Решения от 26.10.2001 N 1 было прекращено со 02.04.2004. ОАО “Люкс“ 22.06.2004 было подано в налоговый орган заявление о сохранении права на реструктуризацию кредиторской задолженности, по результатам рассмотрения которого Межрайонной инспекцией МНС России N 5 по Воронежской области принято Решение от 29.06.2004 N 175 об отмене Решения инспекции от 30.04.2004 N 172 и восстановлении права общества на реструктуризацию задолженности по налогам
в сумме 6937 тыс. руб., по пеням и штрафам - 24493 тыс. руб. Поскольку требования, предъявленные п. 7 Порядка проведения в 2001 году реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, ОАО “Люкс“ не были выполнены, инспекцией принято Решение от 31.01.2005 N 192 о прекращении действия Решения от 26.10.2001 N 1. В связи с отменой права на реструктуризацию задолженности Межрайонной инспекцией ФНС России N 5 по Воронежской области в адрес общества направлено требование по состоянию на 10.02.2005 N 1 об уплате задолженности по налогам в сумме 6243615 руб. и по пеням в размере 24688041 руб. со сроком уплаты до 20.02.2005.

Считая, что указанное требование инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ОАО “Люкс“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

Пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818), предусмотрено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.

Как указано в п. 8 указанного Порядка, при возникновении
обстоятельств, предусмотренных п. 7 названного Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия. Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено. Вместе с тем, в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04 указано, что реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован ст. 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.

В силу п. п. 4, 5 ст. 68 НК РФ при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Межрайонная инспекция ФНС России N 5 по Воронежской области приняла решение о прекращении реструктуризации задолженности 31.01.2005,
а требование об уплате налогов N 1 направила обществу 10.02.2005 со сроком уплаты до 20.02.2005, то есть до наступления срока уплаты налогов и пени, установленных ст. 68 НК РФ, что противоречит ст. ст. 69, 45 НК РФ, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 14.07.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-1780-2005/64/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Воронежской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.