Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.09.2005 по делу N А35-1082/05-С27 Установлены специальные основания для признания конкурса между финансовыми организациями, привлекаемыми для осуществления операций со средствами соответствующего бюджета, несостоявшимся.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 сентября 2005 г. Дело N А35-1082/05-С27“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 2 сентября 2005 г.

(дата оглашения резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области, г. Курск, и ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“, г. Москва, на Решение от 10.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 28.06.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-1082/05-С27,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным конкурса
по выбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Курской области за счет средств областного бюджета, организатором которого является Комитет здравоохранения Курской области, г. Курск.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“, ООО “СК “Ингосстрах-М“, ОАО “Росно-МС“, ЗАО “Страховая группа “Спасские ворота“, ОАО “Росмедстрах-К“

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.06.2005 в удовлетворении заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Курской области от 28.06.2005 Решение суда первой инстанции от 10.06.2005 оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми по делу решением и постановлением апелляционной инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области, ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“ обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на допущенные арбитражным судом нарушения норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просят обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области, ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“, ЗАО “Страховая группа “Спасские ворота“, ОАО “Росмедстрах-К“ не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Представитель ООО “СК “Ингосстрах-М“ поддержал доводы кассационных жалоб по изложенным в них мотивам.

Представители Комитета здравоохранения Курской области и ОАО “Росно-МС“ доводы кассационных жалоб отклонили, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области, ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“, ЗАО “Страховая группа “Спасские ворота“, ОАО
“Росмедстрах-К“.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей Комитета здравоохранения Курской области, ОАО “Росно-МС“ и ООО “СК “Ингосстрах-М“, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено арбитражным судом, Постановлением правительства Курской области от 20.09.2004 N 100 назначено проведение открытого конкурса по выбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Курской области за счет средств областного бюджета. В качестве организатора конкурса названным постановлением определен Комитет здравоохранения Курской области.

В соответствии с п. 3 Постановления от 20.09.2004 N 100 организатору конкурса поручено разработать необходимые документы по проведению открытого конкурса и согласовать с соблюдением основных требований, определенных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2002 N 737 “О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета“, порядок проведения конкурса с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области.

02.12.2004 в газете “Курская правда“ опубликовано информационное сообщение о проведении открытого конкурса по выбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Курской области за счет средств областного бюджета.

В конкурсе приняли участие ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“, ООО “СК “Ингосстрах-М“, ОАО “Росно-МС“, ЗАО “Страховая группа “Спасские ворота“, ОАО “Росмедстрах-К“.

Согласно выпискам из протокола N 2 заседания конкурсной комиссии от 27.01.2005 N 01-21/64 победителем конкурса, состоявшегося 20.01.2005, по лоту N 1 объявлено ОАО “Росно-МС“, по лоту N 2 объявлено ОАО “Росмедстрах-К“.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного конкурса недействительным в связи с нарушением порядка его проведения.

В частности, заявитель ссылается на допущенные организатором конкурса нарушения ст. 14
ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, выразившиеся в нарушении положений о согласовании организатором конкурса конкурсной документации с антимонопольным органом.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств несоблюдения Комитетом здравоохранения Курской области требований, предъявляемых к порядку проведения открытого конкурса, установленному ст. 14 Закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

По мнению суда кассационной инстанции, данный вывод соответствует законодательству и материалам дела.

В силу положений ст. ст. 13, 14 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ и Постановления Правительства РФ от 04.10.2002 N 737 “О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета“ отбор страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета происходит при условии проведения открытого конкурса, при этом порядок проведения открытого конкурса подлежит согласованию с территориальным управлением МАП РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 N 737 установлено, что для согласования территориальному органу федеральной антимонопольной службы представляются следующие документы: правила организации и проведения конкурса, регламент конкурсной комиссии, копия приказа об утверждении состава конкурсной комиссии. Указанные документы направляются организатором конкурса в антимонопольный орган не менее чем за 30 рабочих дней до опубликования информационного сообщения о проведении конкурса; антимонопольный орган в 20-дневный срок выражает свое согласие (несогласие) в отношении документов, регламентирующих проведение конкурса.

Из материалов дела следует, что проект документации, регламентирующей проведение открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Курской области за счет средств областного бюджета, был представлен Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области для
согласования председателем правительства Курской области.

Письмом N 1901 от 09.11.2004 Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области возвратило проект конкурсной документации в адрес правительства Курской области, сообщив о ряде замечаний, нуждающихся в устранении.

Письмом N 1939 от 18.11.2004 Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области сообщило о согласовании проекта конкурсной документации по проведению открытого конкурса при внесении в него изменений, изложенных в письме N 1901 от 09.11.2004. В этом же письме антимонопольный орган сообщает о наличии у него права отозвать свое согласие в случае установления факта утверждения организатором конкурса документов, регламентирующих проведение конкурса, в иной редакции.

Окончательный проект конкурсной документации, соответствующий опубликованной редакции, 02.12.2004 направлен Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области, которое сообщило правительству Курской области о принятии документации к сведению (письмом N 2096 от 03.12.2004). При этом о каких-либо замечаниях к представленному проекту антимонопольным органом не заявлено.

Приказом N 5 от 14.01.2005 председатель Комитета здравоохранения Курской области утвердил дополнения к конкурсной документации для проведения открытого конкурса по выбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Курской области за счет средств областного бюджета, согласованной с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области.

Отзыв согласия с проектом конкурсной документации по проведению открытого конкурса в связи с внесением в него изменений Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области осуществлен не был.

Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что требуемые для согласования антимонопольным органом документы поступили в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области и были им рассмотрены и согласованы в установленный законом срок.

При этом внесение 14.01.2005 изменений и дополнений в
ранее согласованные документы не повлияло и не могло повлиять на результаты конкурса, поскольку к числу указанных дополнений, не устанавливающих каких-либо дополнительных критериев для отбора победителей, относится перечень нормативных правовых актов, являющихся основанием для проведения конкурса, а также изложение в новой редакции п. 2.15 конкурсной документации, устанавливающего порядок внесения изменений в конкурсную документацию по согласованию с антимонопольным комитетом.

Поэтому арбитражным судом был сделан правильный вывод о том, что внесение указанных изменений не привело и не могло привести к нарушениям правил о конкуренции между участниками конкурса, установленных Федеральным законом “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

Направление проекта конкурсной документации в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области для согласования председателем правительства Курской области также не противоречит требованиям законодательства, поскольку организатор конкурса - Комитет здравоохранения Курской области является структурным подразделением правительства Курской области - органа исполнительной власти Курской области, принявшим решение о проведении конкурса.

При рассмотрении дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области не указаны конкретные положения конкурсной документации, противоречащие требованиям антимонопольного законодательства, в том числе предусмотренным ст. 14 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

Кроме того, из материалов дела следует, что, обращаясь с настоящим заявлением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области, ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, просило признать конкурс недействительным.

Основания недействительности сделок установлены ст. 168 ГК РФ, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 14 Федерального закона “О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг“ установлены специальные основания для признания конкурса между финансовыми организациями, привлекаемыми для осуществления операций со средствами соответствующего бюджета, несостоявшимся.

Следовательно, в рассматриваемом случае Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области заявлено требование, правовые основания для удовлетворения которого отсутствуют.

Доводы третьих лиц - ЗАО “МСК “Солидарность для жизни“ и ООО “СК “Ингосстрах-М“ - о нарушениях, допущенных при проведении конкурса и подведении его итогов, не могут быть предметом оценки арбитражным судом, так как выходят за пределы исковых требований, заявленных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области.

Правом на обращение в суд для защиты собственных прав и законных интересов указанные лица не воспользовались.

Иные доводы заявителей кассационных жалоб являлись предметом рассмотрения арбитражным судом, им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 28.06.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-1082/05-С27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.