Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 31.08.2005 N А48-2/05-2 Для предпринимателей объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением доходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 31 августа 2005 г. Дело N А48-2/05-2“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Блохина В.А. на Решение от 16.03.2005 Арбитражного суда Орловской области и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 01.06.2005 по делу N А48-2/05-2,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Блохин В.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по городу Ливны N 454 от 18.11.2004.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.03.2005 заявленное предпринимателем требование удовлетворено частично. Судом признан недействительным п. 1 обжалуемого решения налогового органа.

В остальной части
в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Блохин В.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение и постановление суда.

Заявитель полагает, что им правомерно применены налоговые вычеты, а действующим законодательством на налогоплательщика не возлагается обязанность проверять достоверность сведений о поставщиках товаров.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя налогового органа, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Блохин В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 57 N 000391249).

Инспекцией МНС РФ по г. Ливны проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Блохина В.А. по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за 2002 - 2003 гг., о чем составлен акт N 70 от 15.10.2004. В ходе проверки налоговый орган установил, что предпринимателем необоснованно включена в расходы стоимость приобретенного товара в сумме 433144 руб., в том числе за 2001 г. - 226479 руб., за 2002 г. - 206605 руб. Свои выводы налоговый орган основывает на сведениях об отсутствии налоговой регистрации поставщиков товаров: ООО “Строймонтаж“, ЗАО “Колос“, ООО “Аэлита-комплект“, ООО “Авторосс“, ООО “Эгберс“, ООО “Ростснабторг“, ООО “Вектор“, и поскольку поставщики налогоплательщика фактически по месту государственной регистрации не находятся, следовательно, предприниматель указал в счетах-фактурах недостоверные данные о поставщиках. Счет-фактура, содержащий недостоверные данные, не предоставляет налогоплательщику права на налоговый вычет.

По результатам проверки и рассмотрения возражений предпринимателя налоговый
орган вынес Решение от 18.11.2004 N 454 о привлечении индивидуального предпринимателя Блохина В.А. к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налогов в размере 20% от неуплаченных сумм налогов, в том числе: по налогу на доходы штраф составил 5373 руб., по ЕСН - 10994 руб., по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 2357 руб., а также доначислены указанные налоги и пени по ним.

Налогоплательщик не согласился с таким решением налогового органа и обратился с заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд, принимая судебные акты, сделал вывод о том, что предприниматель не доказал правомерность заявленных им расходов по поставщикам ООО “Строймонтаж“, ЗАО “Колос“, ООО “Аэлита-комплект“, ООО “Авторосс“, ООО “Эгберс“, ООО “Ростснабторг“, ООО “Вектор“, поскольку указанных юридических лиц не существует.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что отсутствуют основания рассматривать их как поставщиков товаров и плательщиков налогов.

Кроме того, суд указал, что документы, на которые ссылается предприниматель в подтверждение исполнения им обязанности, не отвечают требованиям налогового законодательства и не свидетельствуют о реальности понесенных расходов.

Кассационная инстанция считает, что выводы суда являются недостаточно обоснованными, так как судом не исследованы существенные по делу обстоятельства.

В силу ст. 207 и п. 2 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДФЛ и ЕСН.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками - налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов,
подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 221 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 названного Кодекса налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой “Налог на прибыль организаций“.

В соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ для предпринимателей объектом налогообложения по ЕСН признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением доходов.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

В п. 2 указанного нормативного акта предусмотрено, что индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.

Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании гл. 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 9 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления документа;

3) при оформлении документа от имени:

юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;

индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;

физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;

4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;

5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);

6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания
документов с применением средств вычислительной техники.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как то: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту, должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек, или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Из обстоятельств дела следует, что предпринимателем представлены для проверки предусмотренные законом документы для подтверждения наличия у него расходов, связанных с оплатой товара, в том числе и налога.

Вместе с тем в материалах налоговой проверки не имеется данных о несоответствии указанных документов установленной законом форме.

Данному обстоятельству не дал оценки и суд при рассмотрении дела.

Кроме того, суд, делая вывод об отсутствии оснований рассматривать указанных заявителем юридических лиц как поставщиков товаров и плательщиков налогов, сослался на отсутствие их в Едином государственном реестре плательщиков федерального уровня. Однако в этой связи судом не исследован вопрос о том, были ли фактически созданы ООО “Строймонтаж“, ЗАО “Колос“, ООО “Аэлита-комплект“, ООО “Авторосс“, ООО “Эгберс“, ООО “Вектор“, поскольку по смыслу ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенные недостатки.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16.03.2005 Арбитражного суда Орловской области и Постановление апелляционной инстанции того
же суда от 01.06.2005 по делу N А48-2/05-2 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.